Почему с возрастом мы противимся новой музыке? И почему она кажется нам хуже прежних хитов?

Ученые переосмысливают понятие вкуса. Возможно, во всем виноват дофамин
blocks/Unsplash
blocks/Unsplash

По оценкам Международной федерации фонографической индустрии, за 2022 год люди по всему миру тратили в среднем 20,1 часа в неделю на прослушивание музыки по сравнению с 18,4 часа в 2021-м. Сегодня мы способны дотянуться до музыки одним щелчком мыши или скольжением пальцем по экрану — куда проще, чем столетия назад. Но с возрастом большинство из нас, как правило, перестает обращать внимание на новые композиции и продолжает слушать песни из отдаляющегося прошлого. Почему так происходит?

Смена приоритетов

Наша готовность исследовать новую или незнакомую музыку снижается с возрастом. На протяжении всей жизни она то нарастает, то ослабевает. Примерно до 11 лет дети с удовольствием слушают незнакомые треки. В раннем подростковом возрасте наблюдается снижение подобной открытости новому, но в целом период сопровождается интенсивным повышением интереса к музыке. Процесс немного нарастает в юношеском возрасте, а затем уменьшается по мере старения.

Крупное исследование 2013 года, в котором приняли участие более 250 тыс. человек, подтвердило эти перемены в поведении. Оно также показало, что значение, которое мы придаем музыке после подросткового возраста, уменьшается, а количество музыки, которую мы слушаем, снижается с 20% времени бодрствования в подростковом возрасте до 13% во взрослом возрасте.

У исследователей есть разные, но в целом взаимодополняющие теории, объясняющие эти тенденции.

В музыке больше нет необходимости. И вообще — она громкая

Некоторые интерпретируют снижение увлеченности музыкой с точки зрения психосоциального созревания. Так, подростки используют музыку как маркер идентичности и взаимодействуют с ней, чтобы ориентироваться в социальных кругах. Взрослые, с другой стороны, уже сформировали личности и установили социальные группы. Таким образом, количество мотивов для прослушивания новой музыки уменьшается.

Эти же исследователи указывают на возрастные изменения остроты слуха, в частности на снижение толерантности к громким и высокочастотным звукам, как на одну из причин снижения интереса к новой музыке. Вдобавок взрослые, нагруженные бременем ответственности, обладают меньшим количеством свободного времени для изучения музыкальных интересов, нежели более молодые люди.

Некоторые ученые задаются вопросом, существует ли прямая связь между снижением уровня потребления новой музыки и ростом нетерпимости к ней. Другие выступают против использования возраста в качестве предиктора застойного музыкального вкуса без предварительного рассмотрения различных способов, которыми мы обрабатываем и используем музыку на протяжении всей нашей жизни. Подростки, как правило, очень хорошо понимают, что слушают. Взрослые, которые используют музыку в качестве мотивации или аккомпанемента для спорта или работы, обычно менее осведомлены о том, в какой степени они на самом деле слушают новые треки.

Ученые сходятся на том, что люди формируют вкус под влиянием музыки, с которой они впервые сталкиваются в подростковом возрасте. Эта эпоха формирует вкусы, во-первых, потому что наш мозг развит до такой степени, что мы можем полностью обрабатывать то, что слышим, а во-вторых, потому что обострение эмоций полового созревания создает прочные связи между событиями.

Дофамин — всему голова

Благодаря нейронауке мы знаем, например, что младенцы проявляют близость к музыке, которую слышали в утробе матери. Кроме того, вкус сводится к знакомству. В книге «This is Your Brain on Music» нейробиолог Даниэль Левитин пишет: «Когда мы любим музыкальное произведение, оно напоминает нам о другой музыке, которую мы слышали, и активирует следы памяти об эмоциональных моментах в нашей жизни».

То, что мы считаем вкусом, — просто дофаминовая реакция, возникающая из-за распознаваемых нашим мозгом паттернов, которые создают ожидание удовольствия, основанное на прошлых удовольствиях. Когда мы прекращаем активно слушать новую или незнакомую музыку, связь между музыкальным рисунком и удовольствием разрывается.