Критическая зависимость. Почему ЕС отказался от новых санкций против России?
После начала СВО на Украине страны Евросоюза ввели против России 10 санкционных пакетов, чтобы оказать давление на власть и экономику. Теперь ЕС не планирует расширять ограничения — это связано с зависимостью ряда европейских стран от некоторых экономических секторов РФ. Рассказываем, какие государства выступают против новых санкций и когда именно ЕС «устал» от своих же ограничений.
Зависимость от России
Евросоюз не планирует расширять санкции в отношении российских экономических секторов. Об этом сообщает газета Financial Times, ссылаясь на анонимных европейских чиновников. «Мы закончили. Если мы введем больше санкций, исключений будет больше, чем мер», — заявил один из источников.
Сейчас в ЕС признают, что несколько западных государств критически зависят от некоторых экономических секторов РФ, которые по сей день не подпали под санкции. В частности, Франция и Венгрия против введения ограничений в отношении «Росатома». Ранее Париж указывал, что большинство мировых АЭС используют российское сырье, а Будапешт подчеркивал важность «Росатома» в энергосистеме страны.
Новый пакет санкций будет направлен против отдельных физлиц, а также опишет меры против обхода уже принятых ограничений с помощью третьих стран. Обсуждение очередного, 11-го по счету пакета состоится 21 апреля — в заседании примут участие представители Еврокомиссии и члены Евросоюза. Новые ограничения могут вступить в силу уже в конце апреля.
Уставший от санкций Евросоюз
О пределе по антироссийским санкциям в руководстве ЕС говорили еще в конце прошлого года. Так, еврокомиссар от Литвы Виргиниюс Синкявичюс выразил мнение, что «санкции уже достигли потолка». «Важнейшие шаги сделаны. Петля в отношении российской экономики достаточно затянута», — объяснял он.
Похожее мнение высказал председатель Евросовета Шарль Мишель. По словам чиновника, в ЕС приняли «главные меры для снижения рисков третьей мировой войны», поэтому в дальнейшем объединению стоит сосредоточиться на контроле эффективности и попыток посредников помешать обойти их.
В марте 2023 года премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий заявил, что Евросоюз начинает уставать от введения новых санкций против России. «Сегодня гораздо меньше желания и аппетита к дальнейшим санкциям. Думаю, имеет место усталость», — указал он.
Предыдущий пакет ограничений касался по большей части ужесточения надзора за работой принятых ранее санкций. До того, как он вступил в силу, постпред Швеции при Евросоюзе Ларс Дэниэльсон признал, что ЕС становится сложнее принимать ограничения в отношении России.
Работа действующих пакетов и стратегия РФ
Всего после начала спецоперации на Украине Евросоюз принял 10 санкционных пакетов. Под ограничения попали российские граждане, государственные ведомства и ведущие компании, например, Альфа-Банк, Росбанк и «Тинькофф». Кроме того, на территории ЕС заморозили российские активы физических и юридических лиц на €21,5 млрд, а также $300 млрд золотовалютных резервов РФ.
При этом европейский блок так и не решился ввести санкции против российской атомной отрасли, что до сих пор призывают сделать украинские власти. Politico пишет, что ЕС планировал разработать меры против отдельных сотрудников «Росатома», а не всей корпорации, но план оказался провальным.
Тем временем в 2022 году экспорт ядерного топлива и атомных технологий из России вырос на рекордные 20%. Bloomberg сообщает, что это произошло на фоне расширения влияния российских госкорпораций и отказа ЕС и США вводить санкции против отрасли.
Москва неоднократно называла все введенные ограничения нелегитимными, а также говорила о давлении Евросоюза на работу механизма мировой торговли. В феврале 2023 года президент РФ Владимир Путин указал, что «российская экономика и система управления оказались прочнее, чем полагали на Западе». Он отметил, что санкции сработали в обратную сторону, оказав негативное влияние на их инициаторов.
В апреле Путин призвал нарастить работу по импортозамещению для независимости страны. «Санкции, конечно, надолго, поэтому наряду с первоочередными мерами замещения импортных технологий и продуктов здесь нужны средне- и долгосрочные преобразования, направленные на стратегические цели именно суверенного развития страны».