В России могут использовать ИИ для формирования госбюджета. Это точно безопасно?
В Минфине допустили, что в будущем искусственный интеллект (ИИ) будут использовать при составлении федерального бюджета. В ведомстве предполагают, что алгоритмы смогут формировать базовый бюджет и делать прогнозы. При этом в министерстве признают, что полностью автоматизировать этот процесс нельзя. Мы решили разобраться, возможно ли формировать госбюджет с помощью ИИ, какие от этого могут быть риски и когда предположения Минфина станут реальностью.
Что ИИ может сделать для госбюджета?
В теории способности искусственного интеллекта позволят выполнять целый ряд задач. Во-первых, нейросеть может прогнозировать доходы и расходы казны. Во-вторых, ИИ может улучшить контроль за бюджетными процессами, например, поступлениями налогов или распределением средств. Кроме того, возможно, ИИ будет находить скрытые закономерности данных. Благодаря этому он сможет предлагать более эффективные стратегии и планы по освоению бюджета.
Пока неясно, как это можно реализовать технически. По мнению аналитика ФГ «Финам» Леонида Делицына, для таких задач могут подойти два основных направления ИИ: статистическое машинное обучение и экспертные системы. «В случае с экспертными системами квалифицированные специалисты составляют правила, которым ИИ должен следовать, чтобы принимать решения. А при статистическом обучении компьютер учится на примерах», — объяснил он в беседе с «Постньюс».
С одной стороны, для составления бюджета могут быть полезнее экспертные системы, считает специалист. При таком подходе ИИ сможет перенять опыт профессионалов, которые уже работали над бюджетом России. С другой стороны, статистическое обучение тоже может быть продуктивно. Все потому, что оно хорошо справляется с классификациями, которые важно учитывать при верстке бюджета.
Теоретически вместе с ИИ бюджет будет формироваться быстрее. Технология позволяет обрабатывать большие объемы данных и анализировать их в реальном времени, существенно ускоряя процессы. Вместе с этим повышается точность прогнозов, а влияние человеческого фактора снижается. В отличие от человека, ИИ не может ошибиться из-за невнимательности или быть предвзятым.
Насколько это опасно?
От федерального бюджета зависит каждый житель страны, поэтому риски от использования ИИ в этой сфере велики. Одна из главных опасностей — неумение технологии подстраиваться под резкие изменения. «Чтобы обучиться, ИИ должен набедокурить. Тогда его накажут, он подстроит коэффициенты нейросети и в следующий раз сделает лучше. Как правило, период обучения ИИ на примерах — длинный, он занимает месяцы», — рассуждает Делицын. Это значит, что в критической ситуации нейросеть не сможет принять важное решение.
Кроме того, ИИ может быть склонен к систематическим ошибкам. Это наиболее вероятно, если он использует предвзятые или недостоверные данные. Все это может привести к тому, что решения, принятые на основе данных, могут стать неэффективными и даже вредными для страны.
Также процесс принятия решений на основе данных нейросети может быть недостаточно прозрачен. Это может привести к тому, что такие решения будут неясными и необъяснимыми для граждан. А если граждане не будут понимать, как принимаются решения, они будут меньше доверять власти.
Делицын отмечает еще один недостаток: ИИ работает эффективно только при правильно составленном запросе. «Руководство зачастую ставит задачу достаточно неформально. Но опытный исполнитель, хорошо знающий своего босса, принесет именно то, что боссу нужно», — отмечает аналитик. При этом Делицын допускает, что при регулярном использовании ИИ «начнет понимать руководство с полуслова».
Когда ИИ будет помогать составлять госбюджет?
По словам Делицына, ИИ уже можно использовать для решения мелких регулярных задач вроде сортировки, статистической группировки и базового прогнозирования. Правда, результаты машинного труда все равно должен проверять и одобрять человек, подчеркивает эксперт. «В стабильной обстановке ИИ можно будет доверять и принятие решений вроде “кому дать денег, кому не дать”. Причем задачи можно постепенно усложнять», — предполагает он.
Тем временем эксперт по кибербезопасности Борис Косарев относится к ИИ в сфере бюджетной политики более скептически. «На данный момент возможное использование ИИ для составления госбюджета вызывает больше вопросов, чем ответов», — сказал он в беседе с «Постньюс».
Надо ли загружать в ИИ совершенно секретные данные? Какие приоритеты должны быть у ИИ: финансовые показатели или потребности населения? Ответы на эти и другие вопросы потребуют много времени, а значит, полноценно ввести ИИ в составление бюджета получится еще не скоро.
«[До тех пор] ИИ будет использоваться в лучшем случае в качестве более сложного калькулятора. С его помощью будут рассчитывать отдельные позиций в бюджете, по которым у людей-политиков уже созрел консенсус», — предполагает Косарев.