Максим Григорьев/ТАСС
Максим Григорьев/ТАСС
общество

«Мы решили помогать как умеем»: как россиянки поддерживают бойцов в зоне СВО

Военнослужащие получают штатное обмундирование и продовольствие. Однако дополнительная поддержка всегда пригодится, считают волонтеры

За последний год образовались сотни стихийных и официальных патриотический движений, которые помогают жителям Донбасса и бойцам в зоне СВО. Несмотря на штатное обеспечение военнослужащих, продовольствие, одежда и некоторые элементы обмундирования никогда не будут лишними на фронте, уверены волонтеры. Мы поговорили с россиянками, которые в свое свободное время устраивают сборы, шьют одежду и ездят в зону боевых действий, чтобы передать бойцам гуманитарную помощь.

«У мужчин — кто без ног, кто без рук — слезы наворачивались, когда они читали детские письма»

Елена Осипова занимается наращиванием ресниц. В столицу женщина приехала четыре года назад из Самары. В прошлом году к ней пришла клиентка, которая рассказала, что ездит по госпиталям, где лежат военные, вернувшиеся с СВО. Елена настолько воодушевилась историей девушки, что попросила в следующий раз взять ее с собой.

Я была в шоке от того, что увидела. Сколько молодых ребят там было. Просто сердце разрывалось. Когда мы пришли, у них глаза заблестели

После этого визита женщине захотелось уделять больше времени бойцам. Вместе со своими друзьями из поселка Курумоч в Самарской области Елена собрала письма военным от детей, чтобы приободрить их. «У мужчин вне зависимости от возраста — кто без ног, кто без рук — слезы наворачивались, когда они их читали», — вспоминает женщина.

Вскоре в зону специальной военной операции мобилизовали школьного друга Елены. Она сразу же связалась с его родственниками, чтобы узнать, нужна ли там одежда и еда. Получив положительный ответ, женщина за несколько дней собрала средства с помощью бывших одноклассников и жителей родного поселка. После начала СВО они организовали небольшую команду, которая все это время поддерживала односельчан, уехавших воевать. Гуманитарной помощи в итоге хватило на все подразделение из 25 человек.

Следующий груз помощи пришлось буквально передавать из рук в руки, потому что машину соратницы Елены не пустили в Донбасс. Неравнодушные жители приграничных городов отвозили припасы по очереди все ближе к передовой, каждый раз отчитываясь об успешной передаче Елене. «Это была самая сложная доставка из всех, которые нам доводилось организовывать», — признается она.

Постепенно стали появляться сообщения от знакомых, что помощь нужна и другим бойцам в зоне СВО. В апреле 2023-го женщина вместе с единомышленниками создали свой канал в Telegram «По зову сердца». На момент написания статьи в нем насчитывается больше 400 участников.

Число наших сторонников растет только с помощью сарафанного радио. Я рассказываю о том, чем занимаюсь, своим клиентам, они — своим друзьям и родственникам

Команда «По зову» помогает всем, кому нужна поддержка. «По большей части звонки поступают от родственников и жен мобилизованных ребят, — говорит женщина. — Если это нам под силу, то начинаем сбор средств». Чаще всего просят купить форму с большим количеством карманов на липучках, носки, аккумуляторы, квадрокоптеры, продукты, влажные салфетки, кофе, табачные изделия, нижнее белье и термобелье. «У них же на полях нет прачечных, чтобы постирать и посушить вещи, а потом надеть чистые. Поэтому им постоянно нужно новое белье», — рассказывает Елена.

В апреле с командой волонтеров связалась жена одного из бойцов и попросила помочь собрать средства для покупки тепловизионного прицела стоимостью почти 100 тыс. рублей — половину суммы покрыла жена мобилизованного. По просьбе пулеметчика разведроты участники «По зову» сейчас скидываются на покупку пулеметного жилета, который позволяет брать с собой больше боеприпасов в поле и лучше распределять массу по туловищу. Он стоит 20 тыс. рублей. По словам военного, штатные жилеты неправильно распределяют нагрузку и просто изнашиваются, из-за чего нередко рвутся.

«Все говорят, что я как будто на метле летаю»

После начала специальной военной операции Ирина Лохина искренне сопереживала военным и решила помогать им любыми средствами. «Собирала грузы, ухаживала за ранеными, для чего пришлось выучиться на медсестру и получить сертификат, — рассказывает Ирина. — Так как раньше я работала моделью, то стала проводить концерты для ребят в госпиталях».

Вместе с поэтом Андреем Курило Ирина разъезжает по городам и собирает гуманитарную помощь, которую потом лично отвозит в Донбасс. Сначала части военных явно не хватало продовольственных запасов, говорит Ирина, однако постепенно проблема стала решаться. В Донбасс у Ирины уже было несколько поездок. И каждая подвергает жизнь и здоровье волонтеров опасности.

Вот сидишь, пьешь чай с друзьями в Донецке, а потом прилетает ракета, и тебе на голову падают части тел

В зону специальной военной операции Ирина ездит на маленьком Hyundai, который каждый раз комплектуется впритык, поэтому женщина мечтает купить автомобиль побольше. «Большую часть груза составляют медикаменты. Мы покупаем препараты специально в шприцах, чтобы их можно было использовать в любой момент, — говорит Ирина. — Когда пограничники видят наш гуманитарный груз, то сразу расплываются в улыбке и пропускают нас. Естественно, предварительно пробив номера машины».

В конце каждой командировки Ирина помогает на своей машине отвозить военных в тяжелом состоянии, которым нужны узкие специалисты. Некоторые отказываются уезжать из зоны боевых действий, и тогда волонтеры оказывают посильную помощь на месте. Так, для пулеметчика Павла, который лишился в ходе боев обеих ног, волонтеры собрали средства и купили электрическую коляску. Правда, сначала ему по ошибке доставили обычную, поэтому пришлось следом присылать вторую. На обычной коляске передвигаться в полях тяжело, а постоянно работающие руки быстро обрастают мозолями.

«Все говорят, что я как будто на метле летаю», — так женщина описывает свои постоянные командировки по России и Донбассу. По словам Ирины, ей и некоторым другим волонтерам с доставкой груза помогают не только военные, но и спецслужбы, что существенно облегчает скорость передвижения в зоне военного конфликта.

У Ирины есть несколько взрослых детей. О своей волонтерской миссии она им не рассказывала до последнего, чтобы лишний раз не волновались: «Когда они узнали об этом, увидев мое интервью, я объяснила, что не лезу в окопы и на мины, и передвигаюсь по безопасным маршрутам».

После возвращения в Москву женщина время от времени замыкается. «Я не могут понять, как люди ходят есть в рестораны и танцевать, пока по ту сторону льется кровь, — делится Ирина. — В Донбассе у нас есть волонтер Евгения. Там она нашла свою любовь и вышла замуж. Через несколько месяцев ее муж подорвался на мине, его тело не могли достать из-под обломков дома. И за ним отправился друг. Пока он доставал тело, тоже нарвался на мину и лишился ноги. Вот настоящий героизм, о котором не знают или предпочитают не думать жители мегаполисов».

«Наши сети шьются вручную, поэтому их тяжело различить в окопах»

«24 февраля у меня просто сжалось сердце. Всю весну и лето я наблюдала, как люди в регионах помогают ребятам в зоне СВО. Хотелось внести и свой вклад, чтобы бойцы чувствовали, что за ними крепкий тыл», — вспоминает Зинаида Петрунова из Шимского района под Великим Новгородом. В октябре женщина стала ходить по соседям и спрашивать, кто тоже хочет помогать военным.

«Денег у нас лишних не было, поэтому устраивать сборы для нас было непосильно. Тогда мы решили помогать как умеем — шить. Я больше шести лет по самозанятости занимаюсь этим, поэтому опыт большой», — рассказывает женщина. Так и образовался небольшой кружок рукодельниц «Крылья победы». Женщины стали вместе собираться и шить одежду с элементами экипировки. Самым востребованным изделием оказалась красная повязка на предплечье для обозначения «своих».

В частях ребятам дают повязки, но их приходится приклеивать к руке скотчем. Мы же вшиваем в повязку резинку, которая удобно фиксируется сама

Также пользуются спросом рукодельные маскировочные сети размером 8х10м и 10х10м, которые преимущественно используют танкисты и зенитчики. «Дело в том, что заводские сети — стандартные, поэтому их легко различить в окопах. А наши шьются вручную, поэтому все получаются разные», — объясняет Зинаида.

Заявки о помощи в группу поступают как от родственников военнослужащих, так и от самих бойцов. Из-за этого повышается риск наткнуться на мошенников. «Недавно со мной во “Вконтакте” связался молодой человек и попросил перевести ему две тысячи рублей на сигареты. Я не ответила, потому что почувствовала что-то неладное, — говорит Зинаида. — Сейчас наша команда принимает заявки только от тех, с кем участники знакомы лично».

Недавно у «Крыльев победы» попросили сшить плащ-палатку: ее замеры лично утвердил один из высокопоставленных чеченских чиновников, говорит женщина. Кроме того, волонтеры шьют сумки для медикаментов и небольшого снаряжения, раскладные пятиточечники (сидушки) из непромокаемой ткани и пояса из собачьей шерсти. «У многих спины сорваны. Пояс все же смягчает и греет, — говорит женщина. — Думала, что на лето они не нужны, ведь теплеет, а нет. Попросили не останавливать производство».

Вскоре, рассказывает Зинаида, стали приходить пожертвования от других неравнодушных россиян. На эти деньги рукодельницы теперь и закупают материалы для своих изделий.