общество

Гайд: как правильно ездить на самокатах, не нарушать ПДД и не мешать окружающим

Теперь соблюдать правила придется не только тем, кто берет самокат в аренду, но и владельцам собственных устройств. Однако эксперты сомневаются, смогут ли инспекторы поймать всех нарушителей
Let's Kick/Unsplash
Let's Kick/Unsplash

Электросамокаты постоянно вызывают споры. Многие недовольны тем, что самокатчики ездят по тротуарам, создают аварийные ситуации на дорогах и при этом не несут за это как таковой ответственности. К началу самокатного сезона мы решили составить гайд по правильной и безопасной езде, а заодно разобрать новые поправки о самокатах в ПДД, которые вступили в силу в этом марте.

Где и кому можно передвигаться на самокатах?

На электросамокатах весом до 35 кг можно передвигаться по выделенным для велосипедов полосам, тротуарам и пешеходным зонам. В обоих случаях самокатчики должны пропускать велосипедистов и людей, идущих пешком. По дороге легким устройствам передвигаться тоже можно, если нет доступной инфраструктуры.

Если ехать по проезжей части, то масса устройства не важна. Однако сам пользователь должен быть старше 14 лет, а двигаться ему можно только по правому краю. При этом ему разрешено передвигаться лишь по тем дорогам, где есть движение велосипедистов, а скорость ограничена 60 км/ч.

Детям от 7 до 14 лет разрешено ездить по пешеходным и велосипедным дорожкам, тротуарам и другим пешеходным зонам. Те же правила касаются и детей младше 7 лет, но им необходимо сопровождение взрослых родственников.

А что насчет скорости и новых правил?

Владельцы популярных сервисов проката ограничили максимальную скорость уже давно. В парках она достигает 15 км/ч, а на улицах города — 25 км/ч. Правда, те, кто покупал электросамокат собственноручно, ранее могли выбрать модель, с которой можно развить 60, а то и 80 км/ч.

Теперь, с учетом поправок, максимальная скорость (25 км/ч) касается не только арендованных СИМ, но и тех, что люди купили сами. Кроме того, на них должны быть фары, тормозная система, звуковой сигнал и световозвращатели.

Если самокатчик мешает движению пешеходов, ему нужно двигаться с их скоростью либо слезть с СИМ и перейти на шаг. Все пользователи должны подчиняться сигналам светофора и регулировщикам и ориентироваться на новые дорожные знаки.

Что нельзя делать, когда управляешь самокатом?

На СИМ нельзя катать пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией. Детей до 7 лет перевозить можно, если у вас специально оборудованное устройство.

Помимо этого нельзя перевозить груз, который мешает управлению и превышает определенные размеры; пересекать проезжую часть по пешеходному переходу, не сходя с самоката; разворачиваться или поворачивать налево на многополосных дорогах или там, где ездят трамваи.

Конечно, не стоит ездить на электросамокате в нетрезвом состоянии. Пока за это предназначен лишь небольшой штраф, но депутат Госдумы Султан Хамзаев направил в Минтранс РФ предложение о пожизненном запрете использования кикшеринга для тех, кто решил прокатиться выпившим. Ну и не забывайте, прежде всего это просто опасно.

Есть ли новые правила для пешеходов и автомобилистов?

Есть два небольших уточнения. При выезде на дорогу и включении зеленого света автолюбителям придется уступать не только определенному транспорту и пешеходам, но и пользователям СИМ. А вот пешеходы, находящиеся на велодорожке, теперь должны пропускать не только велосипедистов, но и владельцев электроустройств.

Что грозит за нарушения и какие проблемы с новыми правилами?

Новые поправки в ПДД выделяют самокатчиков в отдельную категорию — «лица, использующие для передвижения средства индивидуальной мобильности». Однако с точки зрения КоАП, водитель самоката все еще остается пешеходом. За нарушение правил его могут оштрафовать на 500 рублей. Если он окажется в состоянии алкогольного опьянения, штраф составит от 1 до 1,5 тыс. рублей.

Пока не до конца ясно, как будут следить за нарушениями со стороны самокатчиков. Главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков уверен, что сегодня инспекторов ГИБДД не хватает даже на автомобильные ДТП.

Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин пока тоже не понимает, как будут действовать новые правила. На данный момент на частных самокатах нет номеров, а на прокатных они еле заметные. По его мнению, без должных инструментов контроля ситуацию исправить будет сложно.

А если авария — кто виноват?

Электросамокат и любой другой СИМ — это фактически тот же самый пешеход, поэтому в случае ДТП, вне зависимости от правоты, виновным окажется автомобилист. Максим Кадаков уверен, что решить подобную несправедливость поможет разделение СИМ на категории в зависимости от мощности двигателей. Эксперт считает, что стоит пристально наблюдать за мощными моделями, а обычные электросамокаты из кикшерингов «оставить в покое».

Впрочем, такое решение кажется логичным. По данным, представленным пресс-секретарем кикшеринговой компании Whoosh Денисом Балакиревым, в прошлом году порядка 70% всех ДТП с участием электросамокатов приходилось на долю частных устройств. Балакариев считает, что «штраф необходим, но при этом это не панацея», главное — рассказывать людям о правилах дорожного движения.

Никита Прунков