«Я просто вошла во вкус»: что такое шоплифтинг и насколько он популярен в России
В сети разгорелась дискуссия о магазинном воровстве. Все началось с того, что пользовательница похвасталась своей находчивостью: она взвесила во «ВкусВилле» вареники с сулугуни как пельмени стоимостью ниже и еще прихватила мимо кассы сырок. В итоге одна часть людей осудила воровство, добавив, что стоимость украденных продуктов списывают из зарплат сотрудников. А другая часть оправдала девушку тем, что таким образом она и другие шоплифтеры борются с капитализмом в лице корпораций. Разбираемся, что такое шоплифтинг и насколько он популярен в России.
Что такое шоплифтинг?
Шоплифтинг — незаметная кража в магазине без применения насилия. Для избежания подозрения большая часть шоплифтеров покупает в магазине, где крадет товар, что-то еще. Примерно каждый одиннадцатый человек в мире хотя бы раз совершал мелкую кражу. 55% взрослых магазинных воров начали делать это еще в подростковом возрасте.
По данным американской Национальной ассоциации предотвращения краж в магазинах (NASP), ежегодно в магазинах по всему миру воруют на $13 млрд, или $35 млн ежедневно. Пик краж приходится на выходные и праздники, когда в магазинах много людей. Преимущественно шоплифтеры оставляют ворованный товар себе, и только 3% продают его сторонним лицам.
Насколько популярен шоплифтинг в России?
В России нет официальной статистики по количеству краж в розничной торговле. Согласно единственному исследованию издержек в ритейле Global Retail Theft Barometer, в 2015 году Россия заняла десятое место в списке из 24 стран по сумме издержек ($9,04 млрд), из них 34% составил шоплифтинг.
Комьюнити российских шоплифтеров сформировалось в 2009 году на тематическом форуме phreaker. Там пользователи делились разными лайфхаками — например, как обойти систему охраны в магазинах и какое оборудование с этим поможет. Однако скоро ресурс заблокировали, и единомышленники отправились в соцсети, где создали десятки пабликов.
Там шоплифтеры публиковали фотографии украденных товаров с ценниками. В 2015-2016 годах по настоянию прокуратуры группы шоплифтеров забанили, из-за чего воришкам пришлось переместиться уже в Telegram. В мессенджере появилось много разноплановых каналов. В одних ребята с анонимных аккаунтов все также хвастаются своей добычей, а в других принимают заказы на товары, которые они могут утащить из магазинов — начиная с продуктов и заканчивая дорогой техникой.
Зачем люди занимаются шоплифтингом?
Половину продуктов в сетевых магазинах ворует персонал, половину — покупатели, говорит доктор экономических наук Вячеслав Чеглов. Среди персонала большую часть составляют кассиры, потом идут сотрудники распределительных центров и водители, грузчики и работники торгового зала, охранники. Среди покупателей воры делятся на несколько групп:
— те, кто ворует из-за отсутствия денег (в том числе дети);
— клептоманы (расстройство, при котором человека постоянно и непреодолимо тянет что-то украсть);
— ворующие «за идею» («страна меня кинула, поэтому имею право»);
— ворующие профессионально (постоянно и/или в составе группы).
Что говорят сами шоплифтеры?
«Моей первой добычей были шоколадные батончики по скидке. Я тогда училась на первом курсе университета, и было туго с финансами. Мне просто вдруг захотелось взять сладкое прозапас. После этого я стала пробивать мимо кассы и другие продукты. Вошла во вкус», — вспоминает Анна (имя изменено).
Девушка живет в общежитии и параллельно подрабатывает продавцом-консультантом. Она приехала в Москву после окончания школы из Краснодара и поступила на факультет филологии. Анна шоплифтит на кассах самообслуживания уже больше двух лет и не собирается прекращать. Хотя, рассказывает девушка, однажды ее поймали с поличным, и после этого она взяла перерыв.
«В тот раз я решила пойти ва-банк. Набрала авокадо, красной рыбы и протеиновых батончиков, а заодно прихватила большой стейк из мраморной говядины. Дождалась, пока внимание кассира отвлекут другие покупатели и побежала к кассам самообслуживания», — рассказывает Анна. Девушка пробила несколько дешевых товаров, оплатила их и быстро начала все укладывать в сумку. Как вдруг сзади послышался голос кассирши.
«Она распечатала последний чек с аппарата при мне и стала сверять его содержимое с моими продуктами, требуя вернуть то, чего там не было, — говорит девушка. — Я сказала, что случайно забыла пробить, но она мне не поверила и позвала охрану». Охранник попросил Анну показать ему содержимое сумки. Однако девушка отказалась это делать и убежала из магазина. Больше она туда не возвращалась.
Раньше часть убытка, связанного с украденными товарами, вычитались из премий сотрудников магазинов, которые заключали при устройстве на работу коллективный договор о материальной ответственности. Однако в последние годы это перестали практиковать, а потенциальные потери просто включают в наценку товаров. Таким образом, потери от воровства оплачивает обычный покупатель.
Кириллу (имя изменено) 23 года, и недавно он окончил художественное училище. Во время обучения ему и сокурсникам предоставляли на занятиях все необходимые материалы: холсты, краски, карандаши, шпатели, кисти. Также их можно было забрать домой для выполнения домашнего задания.
Но после выпуска бремя покупки материалов легло на художников, чему они, включая Кирилла, оказались не рады. «Стоимость качественных художественных материалов довольно высокая: к примеру, для комплектации хотя бы базовой палитры хороших масляных красок уйдет больше пяти тысяч рублей. Плюс нужно докупить кисти, палитру, растворители, лаки, подрамники и много всего другого, — объясняет Кирилл. — Поэтому я со своими друзьями по училищу стал воровать расходники в магазинах для творчества».
Поначалу молодого человека грызла совесть: он полагал, что стоимость украденных товаров вычитают из зарплат сотрудников, но потом узнал, что это не так. «Успокоившись, я стал воровать систематически, только в разных магазинах. В один момент материалов на руках оказалось больше, чем нужно было, и тогда я начал их продавать знакомым», — делится молодой человек.
Так шоплифтинг стал дополнительным источником заработка для Кирилла: «Эти деньги оказались очень кстати. После училища я устроился администратором в фитнес-клуб на полставки, а в свободное время продолжаю рисовать и искать свой стиль, чтобы реализоваться именно как художник. Это моя детская мечта, и я должен ее осуществить».
Что грозит за мелкое хищение?
Чтобы наложить на преступника санкции, его нужно уличить в содеянном. Но сделать это не всегда просто. Даже если воришку поймали с сумкой награбленного в продуктовом, он имеет право не показывать содержимое охраннику. При наличии подозрений охранник может вызвать полицию, которая и досмотрит личные вещи человека.
За мелкое хищение на сумму до 2500 рублей предусмотрен административный штраф в размере до пятикратной стоимости похищенного имущества. За вторую мелкую кражу или воровство на сумму больше 2500 рублей человек привлекается к уголовной ответственности. Следователь возбуждает уголовное дело в течение трех дней, передает его прокурору, который направляет дело в суд. В случае признания вины вору грозит штраф до 80 тыс. рублей, обязательные работы до 360 часов, принудительные работы или ограничение свободы на срок до двух лет.