Нелетная погода: выживут ли российские авиакомпании без субсидий?
Региональные авиакомпании начали отменять рейсы из-за сокращения субсидий. В 2023 году государственная поддержка отрасли сокращается, поэтому перевозчикам приходится оптимизировать маршруты. Субсидии помогли авиакомпаниям выстоять под ударом санкций, но теперь власти не могут предоставлять их в том же объеме. Эксперты опасаются, что 2023 год пройдет для перевозчиков сложнее, чем 2022-й. Разбираемся, почему государство стало поддерживать авиакомпании в меньшем объеме и как это отразится на перевозках и стоимости билетов.
Как власти поддерживают перевозчиков?
В 2022 году российская авиация получила от государства 172 млрд руб. в виде субсидий. Бòльшая часть из них — 100 млрд — пошла на поддержку внутренних перевозок. Эти средства получили 32 крупнейших авиакомпаний России. Половина из них досталась группе компаний «Аэрофлот». Почти 20 млрд руб. выделили на возврат билетов из-за санкций, почти 3 млрд — грузовым авиакомпаниям. Еще 7,5 млрд руб. получили южные аэропорты, которые закрылись из-за СВО.
Поддержка действительно нужна отечественным перевозчикам. Из-за санкций им стало сложнее летать за рубеж, а 11 аэропортов из южных регионов вообще перестали работать. В результате пассажиропоток в 2022 году сократился на 14% или 16 млн человек относительно 2021-го. Внутренние перевозки сократились на 11%, а внешние — на четверть. Одновременно с этим авиакомпаниям приходилось выкупать зарубежные самолеты, которые находились в лизинге.
Кроме того, у российских перевозчиков могут оставаться сложности с запчастями. В авиакомпании S7 признают, что искать их сейчас непросто. На этом фоне «Аэрофлот» даже отправлял один из своих самолетов ремонтироваться в Иран.
Тем временем российские авиаремонтники зарабатывают все меньше. В 2022 году прибыль компаний, которые ремонтируют импортные самолеты, сократилась почти в шесть раз. Однако в Минтрансе уверены, что опасаться нечего. У России есть все необходимое для ремонта самолетов, утверждают в министерстве.
Именно государственная поддержка помогла российским авиакомпаниям выстоять. На фоне санкций крупнейшие авиакомпании даже получили в 2022 году рекордную прибыль в 88 млрд руб. Это почти втрое больше, чем в 2021-м. Без учета «Аэрофлота», лидерами стали S7 и «Уральские авиалинии». Участники рынка уверены, что такие результаты стали возможны только благодаря субсидиям.
Они оказались полезны и для рядовых пассажиров. Благодаря субсидиям авиакомпаниям не пришлось слишком увеличивать цены на фоне сложностей. В Минтрансе утверждают, что в 2022-м стоимость авиабилетов осталась на уровне прошлых двух лет. При этом участники рынка и Росстат отмечают, что рост все-таки был и составил 8-14% относительно 2021 года.
Почему размер субсидий сокращают?
Российские авиакомпании просили правительство выделить им еще 100 млрд руб. на 2023 год. Но пока власти выделили на субсидии только 25,3 млрд руб. Средства пойдут на компенсацию расходов авиакомпаний, которые проводили коммерческие перевозки с ноября 2022-го по март 2023-го. В Минтрансе объясняли, что сейчас отрасли не нужно столько денег, как раньше. Многие компании уже выкупили свои самолеты из лизинга, поэтому их расходы сокращаются, объяснили в ведомстве.
Вместе с этим «Известия» сообщают, что субсидии на внутренние перевозки без пересадок в Москве тоже урезали. Объем поддержки сократился на 17% или на 1,5 млрд руб. В результате местным перевозчикам пришлось отменить часть рейсов, которые стали нерентабельными. Источники «Известий» связывают это с оптимизацией расходов госбюджета. По их словам, Минтрансу поручили сократить траты на 5%, поэтому размер субсидий и сократился.
Тем не менее в Росавиации заявляют, что продолжают мониторить ситуацию в отрасли. В ведомстве пообещали обратиться в правительство за дополнительной помощью, если она потребуется. Одновременно в Минтрансе работают над тем, чтобы продлить меры поддержки авиакомпаниям на летний сезон 2023 года. При этом эксперты считают, что власти могут пересмотреть уже принятые программы субсидирования.
Как с этим справятся авиакомпании?
В отрасли опасаются, что нехватка господдержки сделает рост цен на авиабилеты «неминуемым». Дело в том, что расходы перевозчиков значительно возросли за 2022 год. Только субсидии позволили сдержать рост тарифов. По оценке Минтранса, стоимость билетов может вырасти на 15-30%, если отрасль останется без поддержки. Вместе с этим может сократиться и количество рейсов, потому что авиакомпаниям придется снижать издержки.
При этом неясно, есть ли у властей возможность продолжать субсидировать перевозчиков в прежних объемах. На фоне санкций и удешевления нефти доходы бюджета сокращаются, поэтому расходы приходится оптимизировать. В том числе для этого Росавиация сокращает сеть российских авиамаршрутов.
При этом эксперты уверены, что сдержать рост цен на билеты можно не только субсидиями. Помочь этому может развитие внутреннего туризма. Благодаря этому направлений для перелетов станет больше, а спрос на внутренние рейсы вырастет. Кроме того, авиакомпании могут оптимизировать уже существующие маршруты, чтобы сделать бизнес более эффективным.
Участники рынка не сомневаются, что субсидии авиакомпаниям должны быть связаны с развитием отечественного туризма. Тогда билеты станут более доступны там, где открываются новые туристические направления. А просто «заливать» отрасль деньгами ради роста пассажиропотока — бессмысленно, подчеркивают эксперты.