экономика

Теперь все по-взрослому: могут ли США объявить дефолт?

Спор демократов и республиканцев поставил Америку на грань банкротства. До часа «икс» осталось меньше месяца
Carolyn Kaster/AP/ТАСС
Carolyn Kaster/AP/ТАСС

В США снова говорят о дефолте. Причина остается прежней — демократы и республиканцы в очередной раз не могут договориться о том, как поднимать госдолг. Политики пытаются взять друг друга «на слабо» с января. В это время у Минфина США почти закончились деньги. Разбираемся, как американские политики довели страну до преддефолтного состояния и действительно ли на этот раз все серьезно.

Дефолт? Опять?

Да, Соединенные Штаты снова оказались на пороге банкротства. По словам главы Минфина США Джанет Йеллен, его могут объявить уже 1 июня — то есть меньше, чем через месяц.

Причина — в потолке госдолга. Сейчас он находится на уровне $31,4 трлн. 19 января США преодолели эту отметку, после чего правительству запретили брать новые кредиты на обслуживание обязательств.

Чтобы платить проценты, Минфин США запустил чрезвычайные меры — временно отказался от необязательных расходов до тех пор, пока политики не согласуют повышение потолка госдолга.

Аналитики Goldman Sachs предполагали, что правительство сможет протянуть в таком режиме до конца июля. Однако Йеллен заявила, что налоговые поступления оказались меньше, чем рассчитывалось. Поэтому дедлайн сдвинули на два месяца раньше.

Почему США не повышают потолок, как раньше?

Потому что Джо Байден и Конгресс не могут договориться о параметрах повышения. Республиканцы из Палаты представителей во главе со спикером Кевином Маккарти отказываются поднимать лимит госдолга просто так. Взамен они хотят, чтобы правительство перешло к более ответственной финансовой политике.

27 апреля республиканцы одобрили закон о повышении потолка на $1,5 трлн. Вместе с ним в пакет включили заморозку ряда статей расходов на уровне 2022 года, ограничение роста остальных расходов на уровне 1% в год, возврат в казну неизрасходованных ковидных денег, отмену налоговых льгот и списания долгов студентам, а также урезание ряда других национальных программ.

Байден же потребовал повысить госдолг без предварительных условий, пригрозил заблокировать любую инициативу республиканцев и отказался даже обсуждать с ними возможную сделку. В последний раз Байден и Маккарти обсуждали госдолг в начале февраля — с тех пор дело не сдвинулось с мертвой точки.

Однако попытка взять республиканцев «на слабо» не удалась. К концу апреля жесткая позиция Белого дома начала беспокоить даже демократов. А после тревожных сообщений из Минфина Байден все же пригласил Маккарти и лидера сенатских республиканцев Митча Макконнелла на переговоры по госдолгу — встреча должна состояться 9 мая.

Какова вероятность, что в этот раз дефолт все-таки наступит?

Как и прежде, она очень низка. У банкротства США нет объективных экономических предпосылок. История с дефолтом — это продукт политического торга между демократами и республиканцами. Даже при всем антагонизме двух крыльев американского истеблишмента, они вряд ли допустят экономическую катастрофу, скорее всего, договорившись в последний момент.

Когда конгрессмены спорили из-за госдолга в 2021 году, все шло именно по такому сценарию. В тот раз баталии растянулись на месяцы — Байден подписал закон о повышении потолка 16 декабря, когда до банкротства оставалось буквально несколько часов.

Впрочем, в марте обозреватель газеты The Hill Дезмонд Лачман допускал, что политики могут «заиграться» с боданиями по госдолгу. Поэтому он  призывал не сбрасывать со счетов возможность дефолта.

«Пока вашингтонские политики ставят свои узкие интересы выше интересов государства при поиске быстрого решения этой проблемы, существует реальная вероятность того, что правительство США опоздает с платежами по обслуживанию госдолга», — писал Лачман.

Похожую мысль высказал и профессор Мичиганского университета Джастин Вулферс. «Нынешнее поколение банковских регуляторов научено ошибками Великой депрессии и финансового кризиса 2008 года. Но боюсь, что нынешнее поколение законодателей более безответственно, более расколото и более склонно к разрушительным действиям, чем все предыдущие поколения», — сказал он в интервью CNN.

А что думают рынки?

Американские инвесторы не особо обеспокоены риском дефолта. Они верят, что Байден и Маккарти смогут найти решение проблемы — поэтому на Уолл-стрит пока не наблюдается паники.

Вместе с тем разговоры о потенциальном банкротстве все равно нервируют рынок. 2 мая агентство Bloomberg сообщило, что после алармистских заявлений Йеллен доходность июньских казначейских облигаций США резко подскочила до 5,4%. Вместе с этим рекордно подорожала и страховка от дефолта. С начала года ее стоимость выросла в восемь раз — это больше, чем во времена экономического кризиса 2008 года.

Экс-президент Федерального резервного банка Нью-Йорка Уильям Дадли считает, что паника начнется, если Байдену не удастся найти общий язык с законодателями. В таком случае успокоить инвесторов не получится, даже если Минфин США поставит в приоритет обслуживание кредитных обязательств.

«Цены акций и облигаций ожидает жесткое падение, казначейству придется выкручиваться, инвесторы начнут переживать, сколько приоритетные платежи смогут защищать их, а рыночные паевые инвестиционные фонды могут массово выйти из госдолга, — предрекает он. — Только такой рыночный сигнал заставит моих обезумевших от идеологии друзей проснуться и сказать: „Давайте двинемся дальше и начнем уже работать”».

Виталий Рюмшин