психология

Травмы прошлого: как насилие в детстве формирует судьбу человека?

Насилие оказывает глубокое воздействие на человека, повышая вероятность преждевременной смерти и развития серьезных заболеваний
Caleb Woods/Unsplash
Caleb Woods/Unsplash

Каждый год 4 июня отмечается Международный день невинных детей — жертв агрессии, который напоминает людям об их страданиях. Десятки тысяч детей по всему миру сталкиваются с эмоциональным, физическим, сексуальным и психологическим насилием, которое оказывает разрушительное воздействие на их дальнейшую судьбу. Рассказываем, как насилие в детстве влияет на продолжительность и качество жизни, к каким психическим проблемам приводит детская травля и почему даже шлепки могут иметь негативные последствия.

Как насилие в детстве влияет на продолжительность и качество жизни?

В 2023 году ученые из Гарвардской школы общественного здравоохранения (США) опубликовали исследование о влиянии перенесенного в детстве и подростковом возрасте сексуального, психологического и физического насилия на дальнейшую жизнь людей. В 1989 году они собрали данные о 67 726 медсестрах, которые участвовали в долгосрочном исследовании здоровья медицинского персонала. В 2001 году участников попросили заполнить анкеты, касающиеся их детства и юности, включая вопросы о том, сталкивались ли они с серьезными проблемами, такими как сексуальное насилие или избиение. Возраст участников на тот момент колебался от 37 до 54 лет.

На протяжении 18 лет ученые отслеживали судьбы респондентов, анализируя общие данные о перенесенных травматических событиях и сопоставляя их с информацией о физическом здоровье, результатами вскрытий и причинами смерти. Они также учитывали множество факторов, включая этническую принадлежность, уровень образования, профессию родителей, физическую активность, вредные привычки, прием медикаментов и наличие диагностированных психических расстройств. За время исследования было зафиксировано 2 410 случаев преждевременной смерти. Анализ показал, что женщины, пережившие жестокое обращение в детском возрасте, почти в два раза чаще умирали раньше времени по сравнению с теми, кто имел счастливое детство.

Насилие оказывает глубокое воздействие на людей, увеличивая риск преждевременной смерти и серьезных заболеваний. Исследование показало, что люди, пережившие насилие в детстве, имеют более высокие показатели преждевременной смерти. Те, кто сталкивался с физическим насилием, в три раза чаще умирали от внешних травм, отравлений и самоубийства. А люди, пережившие сексуальное насилие, столкнулись с еще более высокими рисками: они в два с половиной раза чаще умирали от серьезных сердечно-сосудистых заболеваний, в три раза чаще от травм и отравлений, а также в четыре раза чаще от самоубийства. Отмечалось, что особенно высок риск преждевременной смерти среди тревожных курящих женщин. Эти данные подчеркивают необходимость более глубокого понимания и предотвращения насилия в обществе, а также поддержки жертв для снижения долгосрочных негативных последствий.

Какие еще выводы сделали ученые?

Эксперты предположили, что жестокое обращение в юности может привести к серьезным биологическим изменениям, которые губительно сказываются на здоровье жертвы. Например, у человека может хуже работать иммунитет, из-за чего организм перестает справляться с различными инфекциями. Это, в свою очередь, негативно сказывается на развитии мозга, а также на том, насколько человек уязвим перед различными психическими заболеваниями, например, расстройствами пищевого поведения и алкоголизмом.

Ученые признают, что данные о том, что именно произошло в детстве у медсестер, основывались исключительно на их рассказ, поэтому могут не соответствовать действительности, однако даже так они с уверенностью заявляют, что люди, пережившие столь травматичный опыт, находятся в зоне риска.

Как зависимость, насилие и психическое заболевание родителей отражаются на судьбах детей?

В результате американского исследования, проведенного в 2020 году, было установлено, что дети, чьи родители зависимы от психоактивных веществ, подвержены домашнему насилию или страдают психическими заболеваниями, имеют повышенный риск стать жертвами сексуального насилия в раннем возрасте, по сравнению с детьми, чьи родители не сталкиваются с подобными проблемами. При этом у людей, у которых родители имели только один из вышеупомянутых факторов риска, процент случаев сексуального насилия в детстве составлял 2,7% среди мужчин и 6,4% среди женщин. Эти цифры возрастали до 5,5% среди мужчин и 15,5% среди женщин при наличии двух факторов риска, и до 11,6% среди мужчин и 26,4% среди женщин, когда присутствовали все три фактора.

Ученые отмечают, что разница в частоте случаев сексуального насилия в детстве среди людей, столкнувшихся с тремя факторами риска, и теми, кто с ними не сталкивался, оказалась удивительно высокой и стабильной как для мужчин, так и для женщин. Чтобы подтвердить достоверность результатов, ученые провели дополнительное исследование на другой группе участников и получили аналогичные результаты. Первое исследование было проведено в 2010 году и включало 22 868 человек, второе — в 2012 году, и в нем участвовал 29 801 человек.

Однако эти исследования основаны на самоотчете воспоминаний участников, поэтому не могут точно установить время событий, что ограничивает возможность определения причинно-следственной связи между сексуальным насилием в детстве и «трио» факторов риска. Но все же они служат руководством для социальных служб, указывая на необходимость отслеживания сексуального насилия среди детей в проблемных семьях с двумя и более факторами риска.

Как травля приводит к серьезным психическим расстройствам ребенка?

Проблема травли между братьями и сестрами служит одной из наиболее распространенных форм психологического и физического насилия в семье. К сожалению, родители часто игнорируют такое поведение, считая его нормальным явлением среди детей школьного возраста и полагая, что со временем оно исчезнет. Однако исследование, проведенное британскими учеными в 2018 году, выявило, что дети, подвергающиеся травле со стороны братьев и сестер, имеют более высокий риск развития психоза во взрослой жизни. Цель исследования заключалась в анализе связи между травлей в детстве и возникновением психоза к совершеннолетию.

Исследование проводилось в две фазы, и в нем участвовали более 3 тыс. детей. Во время первого этапа, когда участникам было 12 лет, они прошли опрос, в котором рассказали, как часто их братья и сестры издеваются над ними — то есть проявляют агрессию с помощью криков, оскорблений, унижений и физического насилия. Дети также прошли тест на уровень интеллекта и рассказали, насколько часто они подвергаются травле или сами становятся инициаторами такого поведения среди сверстников. Дополнительно матери участников исследования предоставили информацию о своем образовании, состоянии здоровья во время беременности, в том числе о возможном наличии депрессии, а также о поле, возрасте и порядке рождения их детей. Все эти данные были внимательно собраны и использовались в качестве дополнительных переменных при проведении дальнейшего анализа.

На втором этапе, когда участникам исполнилось 18 лет, исследователи провели интервью для выявления психических расстройств. Выяснилось, что риск развития психоза у тех участников, которые в детстве сталкивались с буллингом от стороны своих братьев или сестер, был в два раза выше, по сравнению с остальными. Наибольший риск был у тех, кто становился жертвой буллинга, и тех, кто был одновременно и жертвой, и участником травли. Кроме того, ученые обратили внимание на то, что риск развития психоза у тех участников, которые сталкивались с буллингом как в школе, так и дома, был в четыре раза выше.

На основании результатов эксперимента ученые призвали родителей и учителей уделять больше внимания проблеме психологического и физического насилия среди детей. По их мнению, буллинг может происходить как в школе, так и дома, поэтому взрослым надо следить за его проявлениями в том числе в кругу семьи.

Почему шлепки не такие уж безобидные?

Шлепанье часто применяют для наказания детей за проступки, что вызывает ожесточенные споры. Многие родители считают, что такие меры иногда необходимы для воспитания. Однако психологи утверждают, что шлепанье столь же травматично, как и другие формы телесных наказаний. Исследование 2023 года, в котором американские ученые проанализировали лонгитюдные данные более 12 тыс. человек, был подтвержден вред телесных наказаний для психики ребенка. У детей, которых шлепали взрослые, наблюдался более низкий уровень развития исполнительных функций.

Ученые использовали данные исследования Early Childhood Longitudinal Study, в котором отслеживалось развитие около 18 тыс. американских детей с детского сада до начальной школы. Для оценки влияния шлепков на три ключевые составляющие исполнительных функций, таких как ингибиторный контроль, когнитивная гибкость и рабочая память, они рассмотрели данные около 12 тыс. детей в возрасте пяти-шести лет. Ингибиторный контроль оценивался с помощью опросов воспитателей, когнитивная гибкость — по результатам теста на сортировку карточек, а рабочая память — через задания, в которых детям предлагалось повторять последовательности чисел в обратном порядке.

Также информацию о шлепках предоставляли родственники детей, преимущественно матери. Для исключения искажений ученые использовали метод сопоставления с балансированием, учитывающий энтропию. Это подтвердило, что различия между детьми, которых шлепали и не шлепали, были вызваны именно этим наказанием. Результаты исследования показали, что шлепанье пятилетних детей связано с более низким уровнем ингибиторного контроля и когнитивной гибкости в шестилетнем возрасте даже при редком применении наказания. Однако негативное влияние шлепков на рабочую память не подтвердилось.

Ученые не обнаружили различий, связанных с полом ребенка, этнической принадлежностью опекуна или уровнем родительского тепла, что указывает на одинаковый вред шлепков для когнитивного развития детей независимо от демографических и семейных условий. Тем не менее это исследование не дает ответа на вопрос, какой уровень насилия в виде применения шлепков начинает оказывать влияние на когнитивное развитие детей.

Анастасия Туркова