Фото под юбкой: как апскертинг влияет на психику женщин и почему это пора остановить
В Японии собираются ввести уголовную ответственность за тайную съемку женских гениталий под юбкой. Апскертинг уже криминализирован в Англии, Шотландии, Германии и других странах. В России практика цифрового домогательства до сих пор не наказуема, поэтому женщины остаются уязвимы перед злоумышленниками и могут получить серьезную психологическую травму. Разбираемся, что представляет собой апскертинг и что делать, если стал его жертвой.
Что такое апскертинг?
Апскертинг (от англ. upskirting — «задирание юбки») — форма цифрового сексуализированного насилия, когда пытаются сфотографировать женские гениталии или нижнее белье под юбкой или платьем. Чаще всего жертва даже не замечает апскерт.
Чтобы получить сексуальное удовлетворение и унизить жертву, злоумышленники используют камеры или смартфоны, а иногда даже прикрепляют незаметные для глаза гаджеты на свою обувь. Также камеры могут размещать вдоль лестниц с высокой проходимостью.
Большинство таких преступлений совершается в супермаркетах, в парках и общественном транспорте, реже в учебных заведениях, ночных клубах, фестивалях, общественных туалетах, раздевалках и дома у девушек (когда вуайеристы ведут наружное видеонаблюдение).
Жертвами апскертинга становятся не только женщины, но и девочки. Так, в 2021 году в Англии было совершено 16 правонарушений с фотовуайеризмом, жертвами которых стали девочки-подростки. Согласно канадскому исследованию, от цифрового насилия в среднем страдают 85% женщин.
При том женщины, столкнувшиеся с цифровыми домогательствами, не сообщают об этом близким и правоохранителям. 55% женщин объясняет это так — «Я не думала, что инцидент был достаточно серьезным, чтобы о нем сообщать» и 45% — «Я не думала, что сообщение о случившемся поможет».
Как цифровые домогательства влияют на жертв?
Апскертинг нарушает личное пространство женщины и ее сексуальную неприкосновенность, а также унижает человеческое достоинство. Цифровой вуайеризм психологически разрушает жертв из-за безнаказанности и потому, что его можно совершить анонимно, в любое время и в любом месте.
Некоторые жертвы цифровых домогательств страдают от посттравматического расстройства (симптомы которого могут появиться не сразу, а в течение полугода), депрессии (которая может привести к злоупотреблению психоактивными веществами), становятся эмоционально неустойчивыми, видят ночные кошмары и испытывают панические атаки. Они теряют доверие к окружающим и замыкаются в себе из-за чувства стыда и мысли о том, что им никто не поверит.
Многие жертвы апскертинга потом переживают и за свою физическую безопасность, потому что непристойные снимки или видеозаписи могут просочиться в социальные сети и стать общественным достоянием. Личность женщины могут раскрыть, и она рискует стать жертвой сталкинга.
Распространение дискредитирующих материалов с жертвами лишь способствуют формированию культуры насилия в целом и ее нормализации в онлайн-среде.
Насколько апскертинг популярен в России?
В соцсетях можно найти тысячи роликов, на которых исподтишка снимают женские гениталии под юбкой (как в России, так и в других странах). Многие из них опубликованы несколько лет назад — и за все это время их никто не заблокировал.
Есть множество открытых и закрытых групп и каналов, где пользователи публикуют снимки женских гениталий или просто девушек в облегающей одежде. Такие группы можно легко найти по запросам «под юбкой», «подсмотрено» или «сливы». Потом подписчики коллективно оценивают фотографии женщин в комментариях.
Впервые внимание на проблему апскертинга в России обратила блогер из Санкт-Петербурга Анна Довгалюк в 2017 году. Девушка провела показательную акцию в питерском метро, где несколько часов стояла на разных станциях с поднятой вверх юбкой. В это время мимо проходили десятки пассажиров, игнорирующих Анну. Получившийся видеоманифест под названием «Что у меня под юбкой?» начался со слов о том, что за один 2017 год в Санкт-Петербурге зарегистрировали 350 жалоб на апскертинг.
«Я хочу привлечь максимум внимания к серьезной проблеме, о которой в нашем обществе принято умалчивать. В современном мире апскертинг уже должны активно обсуждать, — обращается к зрителям Довгалюк. — У меня нет полномочий, чтобы принять закон, способный полностью решить проблему. Но я в силах обратить ваше внимание на это масштабное и позорное явление, демонстрирующее неуважение к женщине».
Что делать, если стал жертвой апскертинга?
Если вас застали врасплох, то постарайтесь сохранить самообладание и отойдите в сторону, чтобы перевести дух. Не вступайте в прямой контакт с обидчиком, потому что это может быть небезопасно. При возможности постарайтесь сфотографировать злоумышленника — это может пригодиться при составлении заявления в полицию.
В России нет уголовного наказания за цифровые домогательства, но есть несколько уголовных и административных статей, с помощью которых можно попробовать добиться справедливости.
— «Клевета» (ст. 128.1 УК РФ). Если агрессор распространяет заведомо ложные сведения, порочащие вашу честь и достоинство или подрывающие вашу репутацию. Например, если ваш снимок опубликовали в сети с оценочным суждением.
— «Оскорбление» (ст. 5.61 КоАП РФ). Если обидчик унижает вашу честь и достоинство публично или в сети.
— «Нарушение неприкосновенности частной жизни» (ст. 137 УК РФ). Если агрессор распространяет любым способом ваши интимные фотографии, видео и другую информацию, составляющую вашу личную или семейную тайну.
Чтобы быстрее восстановиться после цифрового насилия, поделитесь пережитым с близкими. Не оправдывайтесь за произошедшее (даже если на вас была короткая юбка), потому что вы ни в чем не виноваты и имеете право носить любую комфортную для себя одежду.
При необходимости обратитесь за психологической и юридической помощью. Ее можно бесплатно получить в любой некоммерческой организации, помогающей жертвам насилия. Полный список НКО можно найти на карте «Насилию.нет» (признана иноагентом).