«Вмешательство» РФ и рекордная явка. Главное о первом туре президентских выборов в Турции
В Турции завершился первый этап президентских и парламентских выборов. По предварительным итогам, действующий глава государства Реджеп Тайип Эрдоган и единый кандидат от оппозиционных партий Кемаль Кылычдароглу не смогли набрать необходимые 50% и один голос для победы. Теперь Анкара готовится ко второму туру, который состоится 28 мая. Рассказываем, почему проигравший кандидат может повлиять на исход голосования и следит ли Кремль за ситуацией.
Итоги голосования в Турции
14 мая в Турции состоялся первый тур выборов президента и парламента. Согласно предварительным итогам голосования, действующий глава государства от правящей «Партии справедливости и развития» Реджеп Тайип Эрдоган получил 49,35% голосов избирателей, а его главный соперник, единый кандидат от оппозиции Кемаль Кылычдароглу, набрал 45%. Официальные итоги Анкара опубликует 19 мая.
Выдвиженец от правой фракции «Альянс предков» Синан Оган заручился поддержкой лишь 5,22% избирателей. Глава партии «Родина» Мухаррем Индже получил 0,43% голосов. За три дня до начала выборов Индже обвинил своих оппонентов в попытке уничтожения его репутации и снял свою кандидатуру.
До того как прессе стали известны предварительные итоги, главные соперники сделали громкие заявления. Эрдоган выразил уверенность, что одержал победу. Кылычдароглу, в свою очередь, счел, что он одержит верх во втором туре голосования.
После предварительного подсчета голосов официальный представитель Эрдогана Ибрагим Калын заявил, что в первом туре «победили мудрость народа и демократия». Кылычдароглу повторил, что уверен в своей победе на следующем этапе. Второй тур президентских выборов назначен на 28 мая.
Явка на выборах в этом году стала рекордной для Турции. По информации агентства Eskisehir, проголосовать за своего кандидата пришли 93,6% граждан. На прошлых выборах в 2018 году явка составила 86,2%.
Голосование в парламент
Более ясная картина сложилась на парламентских выборах. По данным голосования, правящая партия Эрдогана претендует на большинство мест заксобрании страны — 321 из 600, в то время как оппозиционный блок «Народный альянс» — на 213. Остальные 66 мест могут достаться депутатам от «Альянса труда и свободы» во главе с Левой партией «зеленых».
Он был создан в сентябре 2022 года. Левая партия «зеленых» объединила в блоке «Лейбористскую партию», «Народно-демократическую партию», «Федерацию социалистических собраний», «Турецкую рабочую партию» и «Партию социальной свободы». Депутаты из этих фракций баллотировались на парламентские выборы по единому списку.
Как объяснил спикер Левой партии «зеленых» Ибрагим Акын, «Альянс» будет стремиться «положить конец режиму одного человека на парламентских выборах». Председатель объединения Эркан Баш указал, что «Альянс» был создан теми, чей «голос игнорируется» в политическом поле.
The Guardian пишет, что это лучший результат для депутатов-оппозиционеров с 2018 года — тогда коалиция получила лишь 174 мандата. Доля пропрезидентского блока, несмотря на взятое большинство, сократилась в сравнении с предыдущими парламентскими выборами — тогда союзники Эрдогана получили (317 мест (из 550).
Зарубежный выбор
3,6 млн граждан Турции, выехавших за рубеж, могли голосовать за пределами родины: в 75 странах были открыты 156 избирательных участков. Их разместили на пограничных пунктах, сухопутных контрольно-пропускных пунктах, в воздушных и морских гаванях.
Как показали предварительные итоги зарубежного голосования в первом туре, Эрдогана поддержала турецкая диаспора во Франции, Германии, Норвегии, в государствах Северной Америки, Ливане, Иордании, Австрии и Германии (56,09%). Большинство голосов действующий президент Турции набрал в Ливане и ФРГ.
Кылычдароглу заручился поддержкой граждан Турции в РФ, Канаде, Соединенных Штатах, Эстонии, Португалии, Испании, Италии и Ирландии (40,76%). Наибольшее доверие ему оказали в Эстонии, Португалии, Испании и США.
Проигравший может повлиять на исход
Несмотря на проигрыш третьего кандидата на пост президента Синана Огана, его партия может оказать значительное влияние во втором туре голосования. Фракция может поддержать Эрдогана или Кылычдароглу, тем самым «отдав» набранные Оганом 5% в первом туре. Однако не факт, что избиратели политика вообще станут голосовать за одного из двух.
28 марта Оган принял участие в брифинге с журналистами, где ответил на вопрос о том, кого бы он поддержал во втором туре. «Мы [партия «Альянс предков» — прим.ред.] посмотрим на их национальную позицию и компетентность, — указал он. — Будем принимать решение, основываясь на здравом смысле. Здравый смысл подсказывает нам, что мы не можем обещать рай, но пришло время закрыть врата ада».
Источник из партии Кылычдароглу заявил агентству ТАСС, что политик претендует на процент голосов Огана, но этого может не хватить для победы. «Сначала в партиях проведут анализ итогов голосования, проведут заседания. Оган попытается сориентировать свою аудиторию в соответствии с тем, что будет решено на этих заседаниях, — отметил он. — Сейчас в Турции начинается чисто популистский процесс. Но очевидно, что Оган не сможет направить весь свой электорат Кылычдароглу».
Российское «вмешательство» в выборы
До начала голосования в инфополе разгорелся скандал. За несколько дней до старта первого тура Кылычдароглу заявил, что РФ якобы стоит за «разоблаченными монтажами, заговорами и записями», и призвал Москву не вмешиваться в выборы в Турции. «Держите руки подальше от турецкого государства. Мы по-прежнему выступаем за сотрудничество и дружбу», — написал он на русском языке на страничке в Twitter.
Эрдоган ответил оппоненту, обратившись к нему с вопросом: «Как тебе не стыдно! Что ответишь ты, если я скажу, что в выборы в Турции вмешиваются США, Франция, Германия, Великобритания?» Министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу счел, что оппозиция решила обвинить Россию во вмешательстве в выборы, боясь проиграть. «Осознав скорое поражение на выборах, оппозиция начала обвинять то тех, то других в своем поражении методами, на которые их надоумил Запад», — сказал он.
В Кремле опровергли слова Кылычдароглу. «Мы такие заявления решительно отвергаем, мы официально заявляем, что ни о каком вмешательстве речи идти не может, — заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. — Если кто-то предоставил господину Кылычдароглу такую информацию, то это лжецы, так и нужно говорить».
Сейчас Кремль «с большим вниманием» наблюдает за выборами в Турции, указал Песков. Он отметил, что Москва с уважением отнесется к выбору турецкого народа, а также будет рассчитывать на продолжение двустороннего сотрудничества. Что касается возможного зарубежного вмешательства, то РФ «не сомневается», что Анкара в состоянии не допустить незаконных действий.