«Долгосрочный мир на Кавказе»: Армения готова признать Карабах территорией Азербайджана
Власти Армении готовы признать Нагорный Карабах территорией Азербайджана. Кроме того, премьер-министр страны Никол Пашинян заявил, что Ереван рассматривает возможность выхода Армении из ОДКБ. Последние несколько месяцев Баку и Ереван согласовывали проект мирного договора — не без участия западных стран. Разбираемся, что Пашинян ждет взамен от Азербайджана и как Кремль отнесся к его словам о выходе из организации.
Признание при гарантиях диалога
22 мая 2023 года премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил, что Ереван готов признать Нагорный Карабах территорией Азербайджана. «Территория [Азербайджана — прим. ред.] в 86,6 тыс. кв. км включает также Нагорный Карабах. Но мы должны зафиксировать, что вопрос прав и безопасности армян Нагорного Карабаха должен обсуждаться в диалоге Степанакерт — Баку», — сказал он на пресс-конференции.
Сейчас власти Армении ждут гарантий о проведении переговоров. В апреле Пашинян говорил, что условие для заключения мира между республиками — взаимное признание Баку и Ереваном территориальной целостности друг друга в границах 1991 года.
Премьер считает, что соглашения, которые в октябре 2022 года подписали Армения и Азербайджан в Сочи и Праге, подразумевают двусторонний вывод войск от советских границ. В апреле этого года Пашинян подчеркнул готовность отвести военных от всей линии границы при условии, что власти Азербайджана сделают то же самое.
В 1988 году депутаты Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО) попросили Советский Союз отделить регион из состава Азербайджанской ССР в Армянскую. Однако руководство отказалось это делать.
На следующий год Армянская ССР и НКАО подписали соглашение о вхождении территории в Армению. Тогда Баку не признал документ и открыл артиллерийский огонь по границе между государствами. Через месяц после начала вооруженного конфликта Союз не признал легитимность соглашения, а в боевой зоне объявили чрезвычайное положение.
После распада СССР Армения и Азербайджан подписали Алма-Атинскую декларацию, которая определила территориальную целостность бывших республик в границах 1991 года. Выступающие за суверенитет Карабаха уверены, что документ отражает независимость региона от Азербайджана. Баку и Ереван с этим не согласны.
В 1994 году, после окончания первой карабахской войны, регион фактически контролировался властями Армении. При этом Ереван поддержал независимость самопровозглашенной республики, но не юридически. До начала второй карабахской войны в 2020 году Пашинян не раз указывал, что Нагорный Карабах — часть Армении.
Также Пашинян допустил выход Армении из ОДКБ. По мнению политика, организация не реагирует на просьбы Еревана послать мониторинговую миссию. «Если Армения де-юре примет решение о выходе из ОДКБ, то это произойдет после того, как Ереван зафиксирует, что ОДКБ ушла из Армении, — сказал он. — Постоянно обсуждается, приедет мониторинговая группа в Армению или нет, почему она не приедет, мы прозрачно об этом говорим. Не исключаю, что Армения может принять решение о приостановлении или заморозке членства в ОДКБ».
Ереван не впервые обеспокоен тем, что организация «выходит из Армении». «Есть опасения, что ОДКБ выйдет из Армении. И моя оценка такова, что, желая того или не желая, ОДКБ выходит из Армении, и это нас беспокоит», — говорил премьер в марте этого года.
Также Пашинян уже признавал территориальную целостность Азербайджана в советских границах. В сентябре 2020 года, после обострения конфликта, премьер-министр указал на готовность властей отказаться от претензий на Нагорный Карабах.
«Мы хотим подписать бумагу, в результате которой нас будут критиковать, проклинать, называть предателями, народ может даже принять решение об отстранении нас от власти, мы будем благодарны, если в результате Республика Армения площадью 29 800 кв. км получит длительный мир и безопасность». — сказал он. Слова Пашиняна спровоцировали массовые протесты оппозиции в Ереване — активисты собрались у здания правительства и скандировали в адрес чиновников: «Уходите!»
18 апреля премьер вновь сделал подобное заявление. «Мирный договор между Арменией и Азербайджаном станет реальным, если обе страны четко, без двусмысленностей признают территориальную целостность друг друга и обязуются не предъявлять друг другу территориальных претензий сегодня и когда-либо», — заявил он.
Позиция Азербайджана
В ответ на заявление Пашиняна президент Азербайджана Ильхом Алиев повторил тезис, который озвучивал неоднократно. «Мы надеемся, что проведение мирных переговоров между Арменией и Азербайджаном в конечном счете принесет на Кавказ долгосрочный мир. <...> Мы считаем, что подписание мирного соглашения неизбежно, и со своей стороны стараемся прилагать конструктивные усилия для достижения этой цели, — сказал он. — Естественно, это мирное соглашение должно соответствовать международным нормам и принципам».
Ранее Алиев призывал Армению к переговорам. В январе этого года он заявил, что ответственность за подписание мирного договора должен взять на себя Ереван. По мнению политика, документ должен быть простым и отражающим все основные принципы. «И, конечно же, там не может идти и речи никакой о наших внутренних проблемах и всем, что связано с Карабахом», — сказал он.
Попытки включить Степанакерт в мирный договор Алиев считает контрпродуктивными. В мае азербайджанский президент призвал армянских коллег проявить конструктивность в переговорах. В ином случае Баку не намерен делать никаких шагов по урегулированию конфликта, кроме дипломатических.
Участие России
Главный посредник в урегулировании карабахского конфликта — Россия. В 2020 году президент РФ Владимир Путин указывал, что страны должны прийти к соглашению без кровопролития. «Ситуация сложная, у каждой стороны своя правда. Стороны должны остановиться на тех позициях, где их застало подписание трехстороннего соглашения. Статус Карабаха должен остаться неизменным и решаться в будущем», — сказал он.
Путин говорил, что с международной точки зрения Нагорный Карабах — часть Азербайджана. Государству, по мнению политика, необходимо вернуть семь удерживаемых районов вокруг непризнанной республики, однако у региона «должен быть зафиксирован статус-кво».
Глава государства объяснял вмешательство России в конфликт. «Это имеет для нас и внутриполитическое измерение в этой связи, и представляет очень большой интерес с точки зрения внутренней безопасности, с точки зрения политики», — резюмировал Путин.
В 2020 году Россия, Армения и Азербайджан подписали договор о полном прекращении боевых действий в Нагорном Карабахе. Однако армянская оппозиция назвала документ «капитуляцией» Пашиняна и организовала масштабные митинги, на фоне чего премьер подал в отставку. В 2021 году в Армении прошли выборы в парламент — партия Пашиняна получила большинство голосов избирателей, а политик вернулся в кресло премьер-министра.
В 2022 году в Сочи при посредничестве Москвы Ереван и Баку подписали двустороннее соглашение. «Не все удалось согласовать, некоторые вещи пришлось изъять из предварительно проработанного на уровне специалистов текста, — рассказал Путин. — Тем не менее я согласен с общей оценкой в том, что встреча была полезной, и это создает условия для дальнейших шагов в направлении урегулирования ситуации в целом».
Пашинян и Алиев подчеркнули важность активной подготовки к заключению мирного договора между Азербайджаном и Арменией. Также политики подтвердили свою приверженность неукоснительному соблюдению всех договоренностей в интересах комплексной нормализации отношений между странами и договорились воздерживаться от применения силы.
Главы государств отметили ключевой вклад России в обеспечение безопасности, а также привествовали готовность Москвы способствовать нормализации отношений между странами.
Что касается слов Пашиняна о возможности выхода Армении из ОДКБ, то Кремль намерен продолжить диалог по участию страны в организации. «В целом ОДКБ — организация, которая ранее уже демонстрировала свою эффективность. Что касается заявления премьера Армении, мы будем продолжать свой диалог, в том числе и по совместному участию в ОДКБ», — заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.
Мирное соглашение при участии Запада
В стороне не остался и Евросоюз. В октябре 2022 году в Праге прошла четырехсторонняя встреча при участии главы Европейского совета Шарля Мишеля, президента Франции Эммануэля Макрона, Пашиняна и Алиева. На встрече главы Армении и Азербайджана подтвердили свою приверженность Уставу ООН и Алма-Атинской декларации. Также Алиев и Пашинян договорились, что с октября в течение двух месяцев на границе стран будет работать гражданская миссия ЕС для помощи в делимитации границ государств. После переговоров азербайджанский президент отметил, что «при наличии доброй воли» у соседней страны Баку и Ереван могут подписать мирный договор до конца года.
С тех пор Армения и Ереван разрабатывают концепцию документа. В феврале Пашинян передал Алиеву окончательный проект договора. «Наше видение следующее: документ должен содержать такую логику договоренностей, систему сдержек и противовесов, который исключит какой-либо сценарий нарушения долгосрочного и стабильного мира», — объяснил он.
Однако Баку выразил несогласие со включением в проект идеи создания международного механизма для обсуждения прав и безопасности проживающих в Карабахе армян. В МИД Азербайджана сочли это вмешательством во внутренние дела Баку.
Пока стороны обсуждали концепцию, на границе усилилась напряженность: в апреле Азербайджан установил КПП в Лачинском коридоре. Ереван назвал это провокацией и указал, что контролировать ту территорию имеет право лишь Россия. В ответ на это Баку заявил, что установка КПП — «законное решение», которое соответствует нормам международного права.
На фоне происходящего госсекретарь США Энтони Блинкен выразил озабоченность Штатов. «Создание Азербайджаном контрольно-пропускного пункта в Лачинском коридоре подрывает усилия по установлению доверия к мирному процессу», — указал он. Также Блинкен пообещал сторонам поддержку США в установлении мира.