РПЦ хочет забрать рублевскую «Троицу» у Третьяковки. Почему это грозит проблемами для иконы?
Икона «Святая Троица» считается главным произведением Андрея Рублева, который трудился над ней в период между 1422 и 1427 годами. На прошлой неделе Владимир Путин распорядился передать икону в собственность Русской православной церкви, чтобы выставить ее в храме Христа Спасителя, а затем в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Однако представители Третьяковской галереи, где сейчас находится реликвия, решительно выступили против. Рассказываем, почему объекту искусства лучше оставаться на месте.
В каком состоянии находится икона
Долгое время «Троица» не считалась объектом искусства, поэтому в храмах, по которым она кочевала, о ее сохранности заботились мало: влажность, тепло огня и копоть свечей неизбежно оставляли следы. Уменьшить эффекты помогла риза, но даже она не гарантировала ее полной безопасности.
В 1904 году «Троицей» занялась археологическая комиссия, когда икона попала в руки коллекционеров. Реликвия оказалась в таком плохом состоянии, что реставрация завершилась лишь к 1926 году. «Троицу» разместили в Третьяковской галерее в 1929 году по распоряжению советских властей. Там она хранилась вплоть до сегодняшнего дня.
Стены музея реликвия покидала лишь трижды: сначала во время эвакуации во Второй мировой войне, потом в 2007 году ее увозили на выставку в Новую Третьяковку, а затем в июле 2022 года, когда ее привезли в Свято-Троицкую Сергиеву лавру, чтобы отметить 600-летие обретения мощей Сергия Радонежского и основания Троицкого собора. После этого икона вернулась в Третьяковку, где ее осмотрели реставраторы и поначалу не заметили видимых признаков ухудшения состояния. Однако позже их все-таки выявили.
Как заявили специалисты, мероприятие привело к тяжелым последствиям: «Произошла расконсервация памятника, что объективно подтверждается результатами мониторинга состояния его сохранности». Эксперты зафиксировали повреждения грунта и живописи на более чем 60 участках, а основную проблему уже давно составляет вертикальная трещина, проходящая через всю поверхность. Несмотря на работу реставраторов, состояние «Троицы» остается нестабильным:
Разрушение, вызванное перемещением в Лавру, прогрессирует, выявлены новые случаи отставания левкаса и шелушения красочного слоя, трещина по правому стыку досок основы увеличилась, состояние целого ряда участков признано аварийным
Эксперты говорят, что состояние иконы не позволяет вывезти ее из музея для размещения в храме Христа Спасителя. Всему виной «сложное и нестабильное состояние, а также непредсказуемость продолжающегося процесса негативных изменений».
Как объяснила искусствовед Ксения Коробейникова, после деформаций доски можно сберечь лишь при неизменных условиях нахождения в музее. То же самое касается хрупкой и подвижной системы грунта и красочного слоя, поскольку любое движение заставляет их вспучиваться, отслаиваться и осыпаться. Сохранить икону поможет лишь полная изоляция: следует поддерживать одинаковую температуру и влажность и просто не трогать ее.
В Русской православной церкви считают преувеличенными любые опасения. И все же там предложили создать специальную защитную капсулу с инертным газом, чтобы сохранить икону.
Музейщики не впервые обращают внимание правительства на состояние «Троицы». Так, еще в 2009 году они высказались, составив открытое коллективное письмо экс-президенту Дмитрию Медведеву:
Мы просим прислушаться к мнению специалистов и не допустить, чтобы “Троица” покинула — даже на небольшое время — галерею, где имеются все возможности для ее сохранения и где она остается доступной для верующих и для всех людей, независимо от их вероисповедания
17 мая в Третьяковской галерее заявили, что икона находится в депозитарии отдела научной реставрации древнерусской живописи в специальном стеклянном шкафу. В нем поддерживаются постоянные показатели влажности и температуры.
Почему иконы так сложно реставрировать
Художественная реставрация требует не только многолетнего обучения, но и внимательного глаза, хорошей памяти и крепкого желудка (при работе с сильно пахнущими материалами). Это огромная ответственность: незначительная промашка может разрушить историческую ценность объекта искусства.
Самый простой вид реставрации — это ретушь. Легкие повреждения можно скрыть краской. Но глубокие трещины или сгибы, образовавшиеся, когда картину неоднократно складывали или подвергали воздействию перепадов температур, заставляют холст терять гибкость. С иконами дело обстоит иначе — картины на дереве реставрировать гораздо труднее, да и простая ретушь древним объектам не поможет.
Обычно современная реставрация проходит следующим образом: вне зависимости от состояния предмета проводится консервация. Иначе говоря, эксперт укрепляет левкас и красочный слой, чтобы постараться сохранить первозданный вид. Затем он расчищает поверхность от копоти, воска и прочего мусора. Если поврежден деревянный слой, доски укрепляются специальными веществами, а трещины заполняются определенным составом. Затем проводится тонировка. В конце восстанавливается красочный слой, и работу покрывают лаком. Для большей сохранности икона помещается в киот (шкафчик или застекленную полку).
Древней «Троице» повезло меньше — в свое время ее реставрировали менее опытным путем, а сегодня буквально собирают по кусочкам. Обновление столь древних реликвий зависит от состояния, степени поврежденности и возраста. Важное значение имеет и тот факт, реставрировалась ли икона ранее и насколько профессионально это было сделано.
Иконы начали расчищать совсем недавно — на рубеже XIX-XX веков. Процедура расчистки была необходима, поскольку иконописцы покрывали произведения искусства олифой — пленкой на основе растительных масел. На потемневший покровный слой древние реставраторы наносили новое изображение: оно совпадало по сюжету и пропорциям, но иногда вносились правки типа перемен в размерах, позах и прочих деталях. В итоге реставрация могла породить чуть ли не новую картину. Процесс назывался поновлением. Так «Троица» поновлялась четыре или пять раз, начиная примерно с 1600 года. При снятии с нее оклада эксперты обнаружили сплошную запись XIX века, под ней — слой XVIII века, а под ним — разные детали более древних эпох. Лишь сняв все слои, ученые вывели в свет авторский труд Рублева.
По словам представителей Третьяковки, поновления XIX века принесли наихудшие результаты: мастера стирали пемзой первоначальный красочный слой, чтобы новые краски ложились как надо. Именно поэтому одежда на иконах сохранилась хуже всего. С другой стороны, к святым ликам относились по-особенному, лица стирали меньше — они и сохранились лучше. Проблемы сбережения объекта религиозного искусства продолжались (и продолжаются) из-за перепадов влажности и температуры, поэтому сегодня музейщики с особым благоговением относятся к хрупкой реликвии.