психология

Как научить ребенка быть психологически сильным

Психолог — о правилах, которые помогут детям стать уверенными в себе и научиться преодолевать трудности
Artem Kniaz/Unsplash
Artem Kniaz/Unsplash

Современное общество очень изменчиво и непредсказуемо. Многие из нас не успевают вовремя адаптироваться под столь стремительные изменения. Но психологическая безопасность детей — одна из ключевых задач любой здоровой социальной среды. Мы поговорили с заведующим сектором психологического сопровождения в РАНХиГС Дмитрием Балашовым и выяснили, на что должны обратить внимание родители, чтобы свести риск психологического неблагополучия своего ребенка к минимуму.

1. Уважение к личным границам

Для начала необходимо рассказать детям о том, что каждому человеку нужно собственное пространство и время для отдыха и заботы о себе. Причем это касается как самого ребенка, так и других людей, например, мамы. Каждый человек чувствует себя в безопасности тогда, когда у него есть возможность защищать личные границы.

Необходимо объяснить детям, что они имеют право отказаться от любого контакта или физического воздействия, если иначе они не чувствуют себя комфортно. Мы должны научить детей такому поведению, чтобы они не поддавались манипуляциям других и не считали, что им обязательно нужно соглашаться на все просьбы.

Попробуйте спросить ребенка, что он чувствует, когда кто-то чужой предлагает или требует от что-то от него. Постарайтесь дать понять ребенку, что даже если ему что-то очень нравится (например, угощение конфетами чужими людьми, предложение поиграть с собачкой где-то в другом месте), то соглашаясь, он может попасть в беду. Примеры можно приводить на действиях каких-либо игрушек, знакомых персонажей, например, Волка и Зайца.

Добейтесь того, чтобы ребенок поверил, что, если Зайцу стало плохо, то и ребенку может тоже быть плохо. Правильный ответ должен быть одним — «Без разрешения папы или мамы я не буду этого делать». Если взрослый в этом случае требовать начинает что-то требовать, угрожать или наоборот, мягко уговаривать, надо научить ребенка отвечать, что ему это неприятно, он не будет это делать и вообще обратится к родителям.

Учить ребенка отстаивать личные границы надо не единичным разговором, а постоянными напоминаниями и упражнениями на эту тему, добиваясь автоматизма в его действиях.

2. Обучение навыкам эмоциональной регуляции

Ребенок должен знать, что он может и должен выражать свои эмоции, но при этом не допускать их управлять его поведением. Он должен научиться не только контролировать эмоции, но и распознавать их. Это поможет ребенку лучше понимать свои желания, потребности, настроение и эмоции.

Научите ребенка распознавать имена эмоций в себе и в других, объясните, как называть ту или иную эмоцию, какой знак ей соответствует и какие принимать решения в зависимости от этого. Тренируйтесь дома, идя по улице, просматривая передачи или по возвращению ребенка из детского сада или школы.

3. Обучение критическому мышлению

Следующее правило заключается в том, что дети должны распознавать внешнее влияние на свои мысли, чувства и поведение. В наше время много информации доступно по всему миру, но не всегда она добросовестна или соответствует реальности. Важно научить ребенка относиться к ней критически и не верить всему, что он видит или слышит.

Дети должны знать, как проверять достоверность информации и общаться со взрослыми, если они чувствуют себя неуверенно или в затруднении. Упражнения по этому направлению также можно придумывать прямо на ходу, в любую свободную минуту. Например, читая сказку или смотря мультфильм, останавливаться и спрашивать ребенка: «А это на самом деле так? А Волк соврал или нет? А как правильно? А что будет, если Заяц поверит этой неправде?»

4. Понимание насилия и насилия в отношениях

Защита от насилия состоит в том, что необходимо учить детей отличать здоровые и нездоровые отношения и понимать, что насилие ни в каком виде не является приемлемым. Они должны узнать о том, что насилие может происходить как физически (удары, шлепки, травмы), так и психологически (оскорбления, угрозы, давление). Они также должны знать, что насилие может происходить с детьми и в отношениях взрослых.

Приучайте детей больше общаться с теми, кто их любит и уважает, не давит. Учите их избегать общения с теми, кого взрослые называют токсичными людьми. Важно научить ребенка понимать, как распознать насилие и решать проблемы, общаться с агрессивными детьми, неуравновешенными взрослыми или учиться уходить из небезопасных ситуаций.

Очень важно дать ребенку понять, что плохие люди прибегают к насилию для того, чтобы поселить в душе человека страх, а через него — покорность и безволие. Объясняйте ребенку, что страх — это то, с чем он может справиться. Ведь в этом случае ребенок сильный, значит, он победит. «Играйте» в страх, предупреждая ребенка: сейчас мы попробуем поступить как храбрый персонаж — «У тебя все получится». Учите ребенка, что в случае агрессии, если он не может справиться сам, он обязательно должен позвать кого-либо на помощь, а не застывать в оцепенении.

Учите с помощью микротренингов, друзей и знакомых. Не останавливайтесь до получения нужной реакции у ребенка. Объясните ребенку, что в случае конкретной опасности или насилия против него он может и должен обращаться за помощью не абстрактно, а к конкретному человеку, который рядом. Не забудьте, что женщины более старшего возраста гораздо активнее откликаются на просьбы ребенка о помощи. Поэтому звать на помощь нужно конкретную «тетю».

Также, помимо таких упражнений, родители могут активно поддерживать психологическую безопасность детей в повседневной жизни. Один из способов — открытый и искренний разговор. Необходимо слушать, поддерживать, признавать их чувства и эмоции. Родители должны научить, что всегда можно прийти и поговорить о своих проблемах, страхах и переживаниях, и что они будут услышаны и поняты. Научите детей правилу отражения — всегда, когда ребенку плохо, нужно найти того, кому он доверяет, и поговорить. Главное — не молчать, ребенок должен четко это усвоить. Особенно это касается тех ситуаций, когда что-то плохое все-таки произошло. И чем раньше ребенок расскажет об этом, тем меньше у него будет проблем.

Важно не забывать о том, что психологическая безопасность ребенка — это сложный процесс, который требует времени и терпения. Не стоит ожидать мгновенных результатов, так как дети развиваются в своем темпе. Но если вы будете активно поддерживать ребенка в этом процессе, он обязательно достигнет успеха.

Психологическая безопасность — это не просто список правил и инструкций, а целостный подход, который включает многие аспекты жизни ребенка. Но обучение навыкам уважения к личным границам, эмоциональной регуляции, критического мышления, предотвращения насилия и борьбы со стереотипами — это отличный стартовый набор, который поможет ребенку вырасти сильным и уверенным в себе человеком.

Анастасия Дегтярева