В Атлантическом океане затонул батискаф «Титан». Главное о трагедии
Подводный корабль «Титан» с пятью пассажирами на борту пропал во время спуска к обломкам «Титаника». Батискаф потерял связь 18 июня в северной части Атлантического океана. Спасательные работы продолжались несколько дней, но 22 июня смерть пассажиров подтвердила береговая охрана США. Разбираемся, почему судно потерпело крушение.
Батискаф «Титан» — кто и зачем его сделал
Разработкой батискафа «Титан» занималась компания OceanGate, принадлежащая бывшему летчику и бизнесмену Стоктону Рашу. С помощью аппарата предполагалось проводить своеобразные экскурсии к легендарному океанскому лайнеру «Титаник», который покоится на глубине 3800 м. Экспедиция готовилась больше пяти лет — первые сообщения о амбициозных планах Раша относятся к 2017 году.
Несмотря на то, что на создание батискафа были потрачены сотни тысяч долларов, многое Раш собирал буквально из подручных материалов. Например, управление «Титаном», как выяснилось, должно было осуществляться с помощью самого обычного игрового джойстика за несколько десятков долларов. Впрочем, к системе безопасности OceanGate подошел серьезно — при ее создании, как утверждал Раш, сотрудники компании консультировались с инженерами из NASA.
Всего в составе экспедиции, которая намеревалась совершить путешествие к «Титанику», оказались пятеро человек. Как выяснилось впоследствии, помимо Раша, в нее вошли британский миллиардер Хэмиш Хардинг, командир подлодки Поль-Анри Наргеоле, а также один из самых богатых людей Пакистана Шахзада Давуд и его 19-летний сын Сулейман. Известно, что каждый из туристов заплатил за билет $250 тыс.
Важно отметить, что «Титан» — это погружной корабль, а не подводная лодка. Иначе говоря, он добрался до акватории, на дне которой лежит «Титаник», с чужой помощью. А именно — на канадском исследовательском судне «Полярный принц». Подводные аппараты часто связаны с надводным кораблем тросом. Но видео и фотографии показывают, что «Титан», вероятно, действовал независимо.
Что произошло с туристическим батискафом
В последний раз сигнал «Титана» зафиксировали через 1 час 45 минут после начала спуска. Долгое время члены поисковой команды думали, что у них есть шансы спасти экспедицию батискафа. Однако результаты, которые 22 июня озвучил контр-адмирал береговой охраны США Джон Могер, оказались неутешительными: на дне в 488 м от носовой части «Титаника» было обнаружено поле обломков.
Это значит, что на батискафе под воздействием толщи воды, скорее всего, произошла имплозия корпуса — «Титан» мгновенно сплющило, как консервную банку. Фактически батискаф взорвался, с той лишь разницей, что ударная волна была направлена не наружу, как это бывает обычно, а внутрь. Все случилось за миллисекунды, поэтому туристы даже не успели понять, что происходит.
Причина подобной трагедии — невообразимое давление океана в районе «Титаника». Ученые сравнивают его с давлением Статуи Свободы на маленькую монетку. Организмы выживают на такой глубине исключительно из-за того, что имеют более или менее ту же плотность, что и вода вокруг. Именно поэтому они не деформируются, как люди, которые дышат воздухом.
Чтобы совладать с давлением, глубоководные подводные аппараты (или, по крайней мере, их внутренняя камера) часто имеют сферическую форму, поскольку она помогает равномерно распределять давление. По словам экспертов, даже малейший структурный дефект на такой глубине имеет катастрофические последствия — любая небольшая утечка могла вызвать немедленный взрыв, который уничтожил весь корабль.
Как искали «Титан» и почему батискаф (скорее всего) не получится поднять наверх
Для поиска судна использовались как минимум два самолета, подводная лодка и гидроакустические буи. Буи прослушивали подводный шум, включая любые аварийные маяки, которые, возможно, сработали на батискафе.«Титан» должен был иметь акустическую связь с надводным кораблем, установленную через транспондер (устройство для приема гидроакустического сигнала) и приемопередатчик (устройство, которое может как передавать, так и принимать сообщения) на надводном корабле.
Эта связь позволяет выполнять подводное акустическое позиционирование, а также отправлять короткие текстовые сообщения туда и обратно на надводное судно. Транспондер, зависящий от вторичных систем судна, вышел из строя одновременно с тем, как пропала связь. Именно этот факт натолкнул американского режиссера Джеймса Кэмерона, снявшего фильм про «Титаник», на мысль, что подводная лодка взорвалась — произошла имплозия. Так и оказалось.
Все пятеро пассажиров были признаны погибшими — как властями США, так и в самой компании OceanGate. Сейчас ведется поиск тел, но эксперты не уверены в том, удастся ли поднять их на поверхность — из-за фрагментарности и тяжелых условий поиска.
«Там на глубине невероятно суровая среда», — заявил контр-адмирал Могер. Поэтому предсказать, когда останки батискафа и тел погибших извлекут со дна и получится ли это сделать в обозримом будущем, пока невозможно.