Человек «понятий» и бизнесмен: кем был Евгений Пригожин?
23 августа в Тверской области потерпел крушение бизнес-джет Embraer, на борту которого, по данным Росавиации, находился бизнесмен Евгений Пригожин. Официально его гибель не подтверждена, поскольку тела погибших еще не опознали. Однако многие СМИ и общественные деятели говорят о смерти Пригожина как свершившемся факте. Вспоминаем факты из жизни руководителя ЧВК «Вагнер», которые раскрывают, каким человеком он был.
Первую версию статьи мы опубликовали 27 июня, по итогам мятежа ЧВК «Вагнер», чтобы читатели могли составить представление о личности Евгения Пригожина и его стиле ведения дел. Тем не менее изложенные в ней факты актуальны и сейчас.
Пригожин — человек «понятий»
Евгений Пригожин родился в 1961 году в Санкт-Петербурге. В ранние годы ему прочили спортивную карьеру — Пригожин окончил школу-интернат №62 и занимался лыжными гонками.
Однако стать известным спортсменом ему было не суждено — молодой человек предпочел спортивной карьере преступную жизнь. В 1979 году его осудили на два года условно за кражу. Но уже на следующий год Пригожин и его подельники совершили ряд грабежей и разбойных нападений. Будущий бизнесмен «наработал» на статьи «разбой», «кража», «мошенничество» и «вовлечение несовершеннолетнего в преступную деятельность». В общей сложности ему дали за это 13 лет.
Полный срок Пригожин так и не отсидел. В 1990-м он вышел из колонии и, как вспоминали очевидцы, завязал с преступной деятельностью. Однако почти девять лет в заключении даром не прошли — «понятия» навсегда остались с Пригожиным, чего он сам никогда не скрывал, охотно пользуясь блатным жаргоном на публике и ведя дела в строгом соответствии с тюремной иерархией.
Возможно, что Пригожин делал это намеренно — до поры до времени «тюремная харизма» действительно выделяла его из сонма безликих спикеров. А вот во время мятежа 23-24 июня одиозная репутация сыграла с ним злую шутку. Для политиков, военных, лидеров общественного мнения и простых граждан Пригожин оказался слишком радикальным деятелем.
Поэтому восстание ЧВК «Вагнер» публично никто не поддержал — даже люди, которые раньше положительно отзывались о Пригожине. По-видимому, именно это побудило наемников отыграть все назад.
Пригожин — циничный бизнесмен
Евгений Пригожин проявил талант к зарабатыванию денег еще в колонии. Он вместе с другими заключенными занялся изготовлением сувениров, что приносило им стабильный доход.
Выйдя на свободу в 1990 году, Пригожин ударился в ресторанный бизнес. Ключевую роль в его будущей карьере сыграл открытый в 1998-м плавучий ресторан New Island — он пользовался популярностью у политических и финансовых элит и позволил Пригожину обзавестись контактами в верхних эшелонах власти.
Бизнесмен воспользовался ими по полной. В стремлении доказать полезность он брался за самую «грязную» работу и ходил по грани «серой зоны» законодательства. За это он получал неплохие деньги, которые тратил на развитие своей бизнес-империи, чтобы та приносила еще больше дохода.
Именно так Пригожин делал и при создании ЧВК «Вагнер». По его собственным словам, для формирования группы ему приходилось буквально «сорить деньгами». Зато позже ЧВК «Вагнер» с лихвой отбила затраты.
По словам Путина, только за 2022-2023 гг. ЧВК Пригожина получила от государства свыше 86 млрд руб. (порядка $1 млрд). Примерно столько же наемники Пригожина зарабатывали с добычи золота и других полезных ископаемых в Африке. Так что «патриотизмом» дело не ограничилось — сколько бы Пригожин не пытался отрицать это.
С учетом этого можно констатировать — мятеж Пригожина длился до тех пор, пока не стал угрожать существованию его активов. Поэтому как настоящий предприниматель глава ЧВК «Вагнер» отступил, как только счел предложенные ему условия выгодными. Проблему сбитых самолетов и убитых летчиков он тоже предложил решить чисто по-предпринимательски — просто откупиться от нее деньгами.
Пригожин — совсем не политик
На волне успешной предпринимательской карьеры Евгений Пригожин неоднократно пытался трансформировать финансовый капитал в политическое влияние. Правда, в политику у Пригожина как раз не получалось. Внятной идеологической платформы, равно как и политической программы у бизнесмена никогда не было. А каждый публичный выход Пригожина неизменно превращался в спор из-за бизнес-интересов.
Взять конфликт с губернатором Санкт-Петербурга Александром Бегловым. Многие расценивали его как попытку Пригожина подсидеть питерского градоначальника. Однако сам Пригожин описывал суть конфликта так: он профинансировал избирательную кампанию Беглова и рассчитывал взамен получить многомиллионные инфраструктурные проекты, однако Смольный отказал ему.
Схожим образом развивался конфликт Пригожина и руководства Минобороны. Если верить самому Пригожину, основным мотивом его действий был страх лишиться контроля над ЧВК «Вагнер» (и, очевидно, связанных с ней доходов). Свои интересы он отстаивал сначала публичной критикой, а затем и силой.
В этом смысле требования Пригожина о справедливости и отставке военного руководства могли быть лишь ширмой. Это объясняет, почему глава ЧВК «Вагнер» так легко отбросил всю «политическую» часть повестки, когда мятеж зашел в тупик. По всей видимости, ему гарантировали сохранение как минимум части активов. И что самое главное — гарантировали жизнь, а вместе с ней возможность и дальше вести бизнес.