Пристегните ремни: в ближайшие десятилетия самолеты будет трясти еще больше
Солнечный день и ясное голубое небо отныне совсем не обязательно будут сулить спокойный полет. По словам ученых, турбулентность станет только хуже. Рассказываем почему.
Два вида турбулентности
Турбулентность, появляющаяся в ясном небе, вызвана скоплениями воздуха, хаотично вращающимися внутри мировых струйных течений. Эти течения представляют собой мощные воздушные потоки, которые огибают планету с запада на восток. Самолеты летают в этих полосах, чтобы увеличить скорость и сократить время в пути. Невидимые глазу полосы воздуха неизбежно бьют по крыльям. Когда удар достаточно сильный, он дергает самолет во все стороны.
Если турбулентность возникает из-за шторма или среди туч, пилоты легко ее обнаружат: бортовой радар отследит движение капель дождя на расстоянии и выявит ненормальное движение воздуха. Затем пилоты заранее предупредят пассажиров и членов экипажа занять места и пристегнуться, прежде чем произойдет толчок. Однако турбулентность в ясном небе для радаров невидима. Таким образом, пилоты обычно не подозревают о ее наличии, пока самолет не столкнется с ней лицом к лицу.
За последние 40 лет турбулентность в ясном небе увеличилась на 55% по всему миру. Модели, которые составили ученые, предсказывают еще более сильное увеличение таких случаев в течение следующих 30-60 лет.
Почему так происходит
С рассветом солнце нагревает землю, которая, в свою очередь, нагревает воздух у поверхности. Он менее плотный, чем более холодный над ним, поэтому поднимается вверх. Вытесненный холодный воздух падает, и процесс повторяется, создавая так называемые конвекционные потоки. Восходящие и нисходящие волны этих потоков толкают крылья самолетов.
Тем временем турбулентность в ясном небе возникает почти исключительно внутри струйных течений. Быстрая полоса воздуха в потоке сдвигает более медленный воздух, который находится прямо над и под ним, дестабилизируя верхнюю и нижнюю границы потока и изменяя их. В большинстве случаев стабилизирующий эффект превосходит дестабилизирующий, обеспечивая плавность хода. Но если сдвиг ветра усилится, дестабилизирующая сила победит. В результате хаотично движущийся воздух резко толкнет самолет.
Проанализировав исторические данные о полетах и погоде, ученые из Университета Рединга в Англии обнаружили, что частота турбулентности в струйном течении Северной Атлантики увеличилась на 17-55% с 1979 по 2020 год. Причиной является изменение климата. Дело в том, что по мере повышения глобальной температуры из-за увеличения уровня выбросов парниковых газов (например, углекислого), струйный поток испытывает больший сдвиг ветра.
Что это значит конкретно для ваших полетов
Сильная турбулентность встречается относительно редко и занимает примерно 30 секунд в среднем восьмичасовом полете. Таким образом, на каждые 10 полетов, которые вы совершаете, девять обойдутся без сильных толчков.
Поскольку частые толчки приведут к большему износу самолетов, авиакомпании столкнутся с повышением затрат на ремонт. В то же время отказ от следования потокам воздуха во имя безопасности увеличит выбросы парниковых газов — все-таки более длительные полеты сжигают больше топлива.
Смертельные случаи, вызванные турбулентностью, происходят, хотя и крайне редко. В первую очередь, это касается бортпроводников. С 2009 по 2022 год Национальный совет по безопасности в транспорте насчитал 163 серьезных травмы в результате турбулентности: переломы, ожоги, внутреннее кровотечение и т.д. Чтобы обезопасить себя во время полета, оставайтесь на местах и пристегивайтесь.