Russian World Vision
Russian World Vision

Красивое кино без выводов: что не так с «Жанной Дюбарри» с Деппом и Майвенн

Автор значительно сократила биографию фаворитки и не привнесла в жанр ничего нового. Тем не менее смотреть картину приятно, а игра актеров вызывает только положительные эмоции
кино

20 июля в российский прокат выходит байопик «Жанна Дюбарри». Драматическая картина режиссера Майвенн, в которой ключевую роль сыграл Джонни Депп, рассказывает об отношениях французского короля Людовика XV и его последней фаворитки. Каким получился проект и почему «Жанна Дюбарри» — не худший вариант для полноценного «деппнессанса» отмененного Джонни Деппа? Разбираемся.

Коротко по сюжету

Действие, как вы уже поняли, происходит во Франции в XVIII веке. Жанна Бекю — дочь обычной швеи, принадлежащая к низшему сословию — не имеет как таковых шансов на благородную жизнь. Однако природное обаяние, исключительная красота и острый ум вселили в нее уверенность и надежду на то, что она сможет выбиться в люди.

Во многом на это повлиял монастырь, в котором она провела несколько лет (его оплатил щедрый покровитель Биллар). Там девочка получила необходимые знания, обучилась манерам и впервые познакомилась с эротической литературой. Когда скромность эволюционировала в уверенность, а Жанна покинула стены Сент-Оре, в ее жизни появились влиятельные мужчины.

Плавно передвигаясь по сексуально-карьерной лестнице, Жанна добралась до графа Дюбарри. Они выстроили отношения на взаимовыгодных условиях: Дюбарри как великосветский сутенер давал ей работу, а она, находясь с ним в относительно свободном союзе, возвращала «любимому» процент. Ну и, собственно, на месте работы Бекю познакомилась с маршалом Ришелье.

Немолодой распутник предположил, что Жанна может понравиться Людовику XV, и пригласил ее на знакомство с королем. Спустя одну встречу Людовик впервые за долгое время по-настоящему влюбился. Он поспособствовал ее браку с Дюбарри (это была формальность для смены статуса простолюдинки на графиню), а через некоторое время она стала его фавориткой.

Russian World Vision
Russian World Vision

Визуальный и качественный пересказ…

Красивые архитектурные элементы, досконально продуманные декорации и яркие (но местами карикатурные) костюмы героев создают аутентичную атмосферу. Из-за нее зритель если и видит сюжетные дыры, то все же отвлекается на визуальное оформление и прекрасную работу операторов. Во многом на этот эффект повлияло место съемок шестого фильма Майвенн — над ним работали прямо в Версале, во дворце Людовика XV.

Однако как только сеанс заканчивается, а виды королевских резиденций сменяются реалиями прохладного московского кинозала (да, мы смотрели фильм не в Каннах), к Майвенн, вдохновлявшейся Софией Копполой и ее «Марией-Антуанеттой», возникают вопросы. Несмотря на хорошо детализированную биографию Жанны Дюбарри, она решила дать истории нетривиальный, но при этом не самый изящный ход.

Сентиментальная картина о том, как куртизанка становится главной любовью в жизни Людовика XV, однозначно хорошо выполняет только одну функцию — ну, за исключением изобразительной. Это крепкая романтическая драма, лишенная иронии и ловких анахронизмов Копполы, представляет собой довольно точный пересказ ее биографии (но и то — лишь до определенного момента).

Russian World Vision
Russian World Vision

… с невероятно странной концовкой

Пока Майвенн блистательно справляется с ролью Дюбарри, а ей не менее талантливо аккомпанирует восставший из отмененных Джонни Депп, фильм утопает в повторяющихся шутках над обычаями двора, видах Версаля и мелодраматических решениях. И пусть последний диалог, когда фаворитка и умирающий от оспы Людовик впервые переходят на «ты» (она в слезах признается ему в любви), может растрогать, после мы не получаем примерно ничего.

Главным упущением картины становится скомканная и, пожалуй, неоправданно урезанная концовка, в которой о дальнейшей судьбе Жанны после изгнания мы узнаем из закадрового голоса. В финальной сцене нам за пару минут рассказывают о казни Дюбарри на гильотине — ее обвинили в предательстве, совершенном в начале Французской революции. Тогда королевская фаворитка произнесла фразу, которая впоследствии стала культовой: «Еще минуточку, господин палач!»

И какой вывод?

Майвенн решила снять линейное и понятное кино, в котором не оказалось дополнительных смыслов и подтекстов. И хоть автор коснулась темы социального неравенства — проблем потребительского отношения к женщинам и расизма — по итогу мы получили вполне типичное историческое костюмированное кино. Картине не хватает рефлексии и выводов, а сценарий Майвенн кажется неплохим эпизодом для стримингового мини-сериала, где продолжение будет в следующей серии.

Но, как известно, второй части у фильма не будет. И, наверное, оно к лучшему. Резюмируя, стоит сказать, что мультиинструменталист Майвенн справилась из трех задач на ура только с одной — с актерской. К сожалению, ни с феминистической, ни с социальной стороны ее кино не подарило индустрии ничего нового. Сатиры над давно ушедшей элитарной эпохой в нем нет, переосмысления биографии Дюбарри тоже. Это романтическая драма, которая существующей истории не портит, но зачем-то ее сокращает.

Впрочем, про сериалы мы заговорили неслучайно: релиз «Жанны Дюбарри» состоится на Netflix. Обвинять компанию в излишней коммерциализации не хочется, но и выводы определенные из этого можно сделать. Тем временем Джонни Депп возвращается на большие экраны и делает это успешно: харизма (и классические дурачества) ветерана Голливуда все еще работают, а образ короля ему как никогда под стать.

Russian World Vision
Russian World Vision
Никита Прунков