Польза или хайп: что такое суперфуд и как он влияет на здоровье
Однозначно полезный продукт, обладающий особыми свойствами снижать вес и исцелять болезни. Звучит как сказка. Но в каждой сказке есть доля правды. Разбираемся, насколько так называемый суперфуд способен изменить ваше тело.
Откуда взялся суперфуд
В начале 1990-х годов в книжных магазинах появилась кулинарная книга под названием «Суперпродукты». В ней была представлена та самая еда, которая «является жизненно важным кирпичиком, формирующим устойчивость организма к стрессам, болезням и инфекциям». Но список вас не удивит: обычные фрукты и овощи, цельнозерновые и орехи.
Это просто еда. С чего бы называть ее как-то иначе? И тут в игру вступает маркетинг. Понятие «суперпродукты» было и остается привлекательным. Особенно они стали популярны, когда компания United Fruit Company активно рекламировала полезные свойства бананов и призывала включать их в ежедневный рацион. Мотивация была проста: это дешевый, легкодоступный, питательный и хорошо усваиваемый плод. Чтобы заставить людей есть больше, компания предлагала добавлять бананы в кашу на завтрак, салаты на обед и жарить с мясом на ужин.
В XXI веке термин «суперпродукты» стал использоваться для приписывания почти магических свойств экзотическим продуктам по завышенным ценам. Продавцы стараются постоянно «открывать» новые, не имеющие аналогов источники «необычных питательных веществ». По данным исследования компании Mintel, в 2015 году в мире на 36% увеличилось количество продуктов и напитков, которые были названы «суперфудом». В 2017 году устойчивый рост продаж наблюдался у киноа и других злаков, семян чиа и капусты. В списке 13 самых модных ингредиентов, составленном на основе данных, полученных от компаний-производителей, — гороховый протеин, морские водоросли, имбирь, куркума, овес, ячмень и нут. В России суперпродуктами стали матча, киноа и водоросли.
Когда товар обозначается как «суперфуд», он продается лучше. Но действительно ли эти продукты обеспечивают оптимальную питательную ценность, а не являются лишь ярлыком, используемым для повышения продаж?
Суперфуд и наука
Научно утвержденного определения суперпродуктов не существует. Пища получает название «суперфуд», когда утверждается, что она обеспечивает одновременно несколько полезных свойств или помогает предотвратить какое-либо заболевание. Этикетку с подобным текстом можно приклеить на любую упаковку, поэтому в 2007 году Евросоюз запретил использовать этот термин для продажи товаров, не имеющих достоверных научных доказательств.
Новые суперпродукты появляются ежемесячно. Все необходимое для этого есть: научные исследования, яркие заголовки и рекламные ролики. Представьте себе ситуацию. Вы постоянно слышите про матчу. Ее подают в кофейнях, предлагают десерты на ее основе, и вы сами не раз натыкались на статьи о ее пользе. Вдобавок, единожды попробовав, вы оценили столь необычный вкус. В России пик популярности матчи закончился не так давно, но вы, как и многие другие, вероятно, успели попасться на крючок и пристраститься к ней раз и навсегда. Тем временем этикетка «Полезный омолаживающий антиоксидант! Японское качество» на упаковке дает вам дополнительное подтверждение знаний о пользе матчи. Это повышает вероятность ее покупки.
Матча действительно приносит пользу. И что же плохого в том, чтобы называть ее суперфудом? Действительно, суперпродукты часто являются питательными, но очевидно, что этот термин больше подходит для стимулирования продаж, чем для предоставления рекомендаций по оптимальному питанию. Недостаток суперфуда — то, что само название заставляет людей сосредоточиться на нескольких конкретных продуктах, не обращая внимания на другие, не менее питательные и не столь разрекламированные. Согласитесь, менять привычные полезные овощи и фрукты на разрекламированные матчу, семена чиа и ягоды Годжи не так уж дальновидно. Лучше совмещать, а не выделять что-то одно.
Добавляйте суперфуд, но не полагайтесь лишь на него
Чтобы оставаться здоровым, необходимо включать в рацион основные питательные вещества из различных групп продуктов. Несмотря на то, что большинство суперпродуктов чрезмерно разрекламировано, некоторые товары заслуживают отдельного признания за их огромную пользу:
- Ягоды содержат большое количество пищевых волокон, антиоксидантов и питательных веществ, препятствующих развитию заболеваний;
- Рыба — хороший источник белков и омега-3 жирных кислот, которые полезны для здорового сердца;
- Зеленые листовые овощи содержат большое количество пищевых волокон, витамин А, витамин С, кальций и биологически активные фитохимические вещества;
- Орехи — фундук, кешью, пекан, миндаль и грецкие являются хорошими источниками белка и мононенасыщенных жирных кислот, полезных для сердца;
- Оливковое масло — хороший источник витамина Е, полифенолов и мононенасыщенных жирных кислот;
- Цельное зерно содержит витамин В, минералы и биологически активные фитохимические вещества;
- Йогурт богат кальцием, белком и полезными бактериями (пробиотиками);
- Бобовые — источник растительных белков, волокон и фолатов.
Тщательно проверяйте содержание в каждом суперфуде питательных веществ. Если вы страдаете от определенного недуга и принимаете лекарства, следует обсудить с врачом, что можно есть, а что — нет. Например, если вы пьете препарат для профилактики образования тромбов, не рекомендуется потреблять слишком много зеленых листовых овощей. Они богаты витамином К, который играет важную роль в свертывании крови и, следовательно, при большом количестве сводит на нет действие лекарства.
Главный совет остается прежним: ешьте разнообразно, включая большое количество цветных овощей и цельных зерен. Называйте их «суперфудом», если это поможет питаться правильно.