VALDA KALNINA/EPA/TASS
VALDA KALNINA/EPA/TASS
власть

«Словесная интервенция»: почему Польша, Литва и Латвия закрываются от Белоруссии

Соседние страны начали активную милитаризацию своих границ в последние месяцы

Польша, Латвия и Литва решили усилить свои границы после появления в Белоруссии наемников ЧВК «Вагнер». Страны сократили количество контрольно-пропускных пунктов, а в конце августа обсудят возможность коллективного закрытия границ с республикой. Как трактовать действия соседних государств? Об этом «Постньюс» поговорил с профессором СПбГУ, президентом Российской ассоциации прибалтийских исследований Николаем Межевичем.

Бездоказательные обвинения

Страны приняли ряд дополняющих друг друга решений. Литва намерена закрыть два из шести контрольно-пропускных пунктов (КПП) на границе с Белоруссией, Латвия объявила о срочной мобилизации всех пограничников, а Польша — разместила на польско-белорусской границе круглосуточные снайперские патрули.

Свои действия страны мотивируют незаконными пересечениями границ со стороны Белоруссии. По данным латвийский властей, 14 августа на латвийско-белорусской границе было зафиксировано 96 попыток проникновения. Рига уверена, что незаконным мигрантам активно содействуют белорусские силовики.

А так уже было?

Да, в 2021 году все три страны столкнулись с массовой незаконной миграцией с белорусской стороны. Тогда несколько тысяч беженцев из стран Ближнего Востока нашли новый способ попасть в страны Евросоюза — через границу между Белоруссией, Польшей, Латвией и Литвой. Польский премьер-министр Матеуш Моравецкий тогда заявил, что Европа «находится под угрозой», и обвинил в происходящем Минск.

Позже чиновник сообщил о намерении ужесточить санкции в отношении Белоруссии, а ситуацию на границе назвал крупнейшей попыткой дестабилизировать Европу за последние 30 лет.

В ответ на обвинения Лукашенко парировал тем, что западные страны сами взяли курс на конфронтацию, используя мигрантов для сдерживания армии Белоруссии в случае начала боевых действий между Москвой и Киевом.

Президент Российской ассоциации прибалтийских исследований Николай Межевич считает, что нужно разделять кейсы с незаконным пересечением границы и проникновением в страну при содействии белорусских пограничников. «К примеру, некий гражданин Киргизии приехал в Белоруссию через РФ и Казахстан. Он решил, предположим, что жить в Латвии лучше, и по своей инициативе пересек линию госграницы. Если этому гражданину содействовали белорусские пограничники, то такая ситуация — предмет разбирательства дипломатов двух стран», — говорит он.

В начале августа посольство Польши передало белорусскому МИД официальную ноту о незаконном пересечении границы двумя вертолетами. Однако Минск не нашел в документе доказательств нарушения. Эксперт подчеркивает, что без неопровержимых подтверждений подобные разбирательства на высоком дипломатическом уровне невозможны.

«Возмущения на базаре по поводу высоких цен на картошку остаются на базаре. А вот все, что происходит между дипломатами, в большей или меньшей степени должно иметь подтверждения, скажем, видеофиксацию нарушения. Но ничего подобного не было», — отмечает профессор.

Вертолеты, снайперы и «Вагнер» под прикрытием: что происходит на польско-белорусской границе
Вертолеты, снайперы и «Вагнер» под прикрытием: что происходит на польско-белорусской границе

ЧВК «Вагнер»

Помимо незаконной миграции, соседние с Белоруссией страны опасаются «гибридного нападения» со стороны наемников ЧВК «Вагнер», которые ныне базируются в республике. После подобных заявлений со стороны Польши белорусский лидер Александр Лукашенко пошутил, что члены группировки хотят «сходить на экскурсию в Варшаву и Жешув». Варшава не оценила юмора и сочла слова политика «вульгарным элементом психологической войны», после чего отправила еще тысячу солдат на границу с Белоруссией.

Межевич объясняет, что реакция польских властей связана со стратегическим назначением одного из субъектов. «Жешув — маленький городок, но огромная перевалочная военная база НАТО на польской территории. Поэтому против каждого вагнеровца Польша передвинула тысячу своих солдат».

При этом профессор уточняет, что подтверждений перемещениям польских солдат до сих пор нет. «Как человек, знающий польский сюжет, могу сказать, что это лишь словесная интервенция, — говорит он. — Варшаве необходимо показать, что она вот такая насквозь активная, готовая воевать. Но на самом деле Польша к войне не готова, и так будет еще долгие годы».

«Welcome to hell»: чем занимается ЧВК «Вагнер» в Белоруссии
«Welcome to hell»: чем занимается ЧВК «Вагнер» в Белоруссии

Стратегия слов ≠ стратегия действий

В начале августа состоялась пресс-конференция президента Литвы Гитанаса Науседы и премьер-министра Польши Матеуша Моравецкого. На встрече Науседа допустил полное закрытие границы с Белоруссией, подчеркнув, что это должно произойти «в координации между Польшей, Литвой и Латвией». «Мы должны не только говорить о мерах на национальном уровне, но и обсуждать алгоритмы того, что делать, если ситуация осложнится еще больше, включая закрытие границы с Белоруссией», — говорит он.

По словам Межевича, громкие заявления о планах закрытия границы с Белоруссией наблюдаются последние три года. Перейти от слов к действиям странам может мешать практическая составляющая. «Это все не так просто и дешево. Это процесс, имеющий вполне четкое экономическое измерение», — поясняет он.

Также профессор отмечает, что основная часть политики Польши, Литвы и Латвии сосредоточена на громких заявлениях нежели реальных поступках. «Поэтому необходимо разделять их стратегию слов и стратегию действий», — подчеркивает Межевич.

Польша объявила свои законы выше Евросоюза. Стоит ли ждать Polexit?
Польша объявила свои законы выше Евросоюза. Стоит ли ждать Polexit?

Консолидация гражданского общества

Межевич считает, что военная активность Польши, Литвы и Латвии не «реальная проблема». Милитаризацию стран и антибелорусские заявления эксперт связывает с несколькими факторами. «Первый — в Латвии ушел в отставку премьер-министр Кришьянис Кариньш вместе со своим кабинетом. Второй — экономика стран медленно, но верно движется к катастрофе», — объясняет он.

В подобных условиях, по мнению Межевича, властям республик необходимо консолидировать своих граждан вокруг общей проблемы. «Это, безусловно, можно сделать на внешнем противнике, которые, как известно, — Россия, Белоруссия и иногда Китай», — подытоживает он.

Эльнара Синютина