БРИКС расширяется. Почему от этого выигрывает Россия и проигрывает Индия?
В южноафриканском Йоханнесбурге завершился саммит стран БРИКС. Одним из главных итогов встречи стало решение о предстоящем расширении сообщества — с 2024 года в БРИКС войдут Аргентина, Египет, Иран, Эфиопия, ОАЭ и Саудовская Аравия. Почему от этого выигрывает Россия, как расширение организации отразится на миропорядке и стоит ли ждать вступления других стран? Об этом «Постньюс» рассказал директор Института стран Азии и Африки МГУ им. М. В. Ломоносова Алексей Маслов.
На что повлияет расширение БРИКС?
Само по себе оно не принесет никаких фундаментальных потрясений кому бы то ни было, указывает директор ИСАА Алексей Маслов. «Но, во-первых, надо отметить, что совокупный объем ВВП стран-участниц сообщества будет составлять более 40%. Это, конечно, делает организацию крайне влиятельной», — отмечает он.
Во-вторых, если расширенный БРИКС введет единую расчетную валюту, то это заметно повысит влияние денежной единицы, добавляет Маслов. «Увеличение банка БРИКС и пополнение его ликвидности позволит заметно расширить финансирование новых инфраструктурных проектов. Это, прежде всего, железные дороги, перевозки, торгово-логистические комплексы, что в хорошем смысле оздоровит мировую торговлю», — поясняет эксперт.
Также востоковед отметил, что шаг по принятию шести стран в БРИКС оставил Индию в «серьезном напряжении». «Она боится потерять свое влияние, которое рискует стать размытым. Кроме того, заметно проигрывают Всемирная торговая организация (ВТО) и Международный валютный фонд (МВФ) — поскольку им создастся альтернатива. То есть создается новая реальность, где конкуренция за первенство усиливается во многих сферах», — указывает он, отмечая, что от расширения «серьезно выигрывают» Китай и РФ.
Почему расширение БРИКС выгодно России?
Сейчас РФ крайне выгодно расширять партнерство, а также усиливать свое влияние в области торговли, объясняет Маслов. С его слов, долгое время Россия была интегрирована только в европейское коммьюнити.
«При этом Москва довольно мало участвовала в организациях, которые помимо политической повестки имеют также экономическую. В этом смысле РФ сейчас активизирует свое взаимодействие с сообществами, в центре которых торгово-экономическая повестка — ШОС и БРИКС», — указывает эксперт.
Также востоковед отмечает, что расширение БРИКС созвучно тональности российской внешней и внутренней политике. «Это свободные перечисления денежных средств вне доллара, “безизоляционисткая” политика и перевозка товаров», — поясняет он.
В чем интерес вступающих в БРИКС стран?
Маслов связывает это с тем, что впервые организация расширяется не за счет проблемных государств, а с помощью стран с избыточным количеством ликвидности, с применением которой есть сложности. Это, в первую очередь, ОАЭ и Саудовская Аравия.
«Эти страны хотят обрести альтернативу своему влиянию, — объясняет эксперт. — Потому что накопив большие богатства, (это синдром, кстати, также КНР и Индии) они не могут их конвертировать в политическую силу, а БРИКС как раз предоставляет такую возможность».
Востоковед поясняет, что подобное политическое влияние выражается в возможности принимать решения по ключевым вопросам торговли, безопасности и экологии. «В общем, это еще одна площадка, где можно озвучить свою повестку дня, бравируя накопленными ресурсами», — подчеркивает он.
Второй раунд расширения состоится «стопроцентно», считает Маслов. «Вполне возможно, что он начнется по итогам “дежурства” РФ в БРИКС. Уверен, что уже сейчас обсуждается участие и других стран», — сказал он.
По мнению Маслова, выборка приглашенных государств в БРИКС во многом связана с их территориальным расположением. Тот же принцип должен сохраниться и для дальнейшего расширения. «Сейчас пригласили одну страны из Латинской Америки, другую — из Африки, третью — из Ближнего Востока и т.д.».
Каким был саммит в целом?
Маслов полагает, что на встречу не повлияло очное отсутствие президента РФ Владимира Путина — политик выступал офлайн. Более того, востоковед считает, прошедший саммит БРИКС был наиболее «интересным» и «содержательным» за последние годы:
«Поскольку на нем впервые сформулировали какие-то реальные цели и экономические смыслы. Это не изменит мир, но во многом повлияет на формирование консолидированной позиции целого ряда стран, которые договорились между собой по всем ключевым позициям».
Маслов выделил три основных направления, принятых странами БРИКС: «Первое и основное — устойчивое глобальное развитие, за которое ратует Китай. Второе — максимальное расширение торговли, различных площадок и создание бестарифных зон — это было идеей России и КНР. Третье — идея безопасности, и не столько военной, сколько продовольственной, обусловленной комфортным сосуществованием стран».
- БРИКС намерен использовать национальные валюты в международной торговле и коллективно решить проблему, связанную с международным долгом;
- Организация предложила развивающимся странам принимать участие в международных организациях — например, в ведущем мировом форуме G20;
- БРИКС будет укреплять сотрудничество в области продовольственной безопасности, борьбе с коррупцией, спорта и увеличении взаимных турпотоков;
- В 2024 году РФ будет председательствовать на саммите БРИКС, а также проведет встречу в Казани;
- К предстоящему саммиту МИДы стран-участниц подготовят общий список потенциальных партнеров БРИКС.