Обмен валют и семейные ценности: как мошенники обманывают людей и можно ли вернуть деньги?
За последние дни в России участились случаи мошенничества на фоне роста ключевой ставки и нестабильного курса валют. Одни мошенники начали активно действовать в Telegram, маскируясь под сервисы онлайн-обмена валюты. Другие — красть персональные данные и деньги, заманивая людей предложениями о якобы высоких ставках по вкладам. Рассказываем, как защититься от новых обманных схем мошенников и есть ли шанс вернуть деньги.
Новые схемы? Что за новые схемы?
Первая широко распространяется в мессенджере Telegram. Специалисты «Лаборатории Касперского» рассказали, что злоумышленники создают отдельные сайты, которые якобы предназначаются для онлайн-обмена валюты и криптовалюты. Чтобы обменять деньги, пользователю предлагают перейти в Telegram-бота и оформить заявку с менеджером — довольно стандартная и привычная схема, которая не вызывает подозрений.
В боте пользователю нужно заполнить персональные данные и совершить оплату онлайн любым удобным способом. Для того, чтобы повысить уровень доверия, мошенники предлагают забрать деньги в оффлайн-пункте выдачи.
Вторая мошенническая схема основана на информации о внеплановом повышении ключевой ставки до 12%. Вслед за этим закономерно выросли не только проценты по кредитам, но и ставки по банковским вкладам. Именно на последнее сделали упор злоумышленники — они звонят потенциальной жертве и выманивают деньги, прикрываясь предложением вложить деньги под повышенный процент.
Как рассказали эксперты банка ВТБ, которые первыми обратили внимание на новую схему, мошенники ведут себя довольно убедительно, поэтому риск стать их жертвой крайне велик. Они звонят клиенту банка и представляются сотрудниками портала «Госуслуги». Затем предлагают положить деньги на «безопасный счет» и предоставить «кешбэк с накоплений».
В качестве дополнительного аргумента мошенники апеллируют как раз к повышению ключевой ставки и предлагают убедиться в улучшении условий по депозитам «лично в Центробанке». После этого человека соединяют якобы с сотрудником ЦБ. В процессе разговора клиента просят постепенно называть все необходимые для доступа в личный кабинет банка данные: коды из смс, логин и пароль. Как только мошенники получают доступ к личному кабинету, они моментально выводят оттуда все деньги и исчезают.
На третью схему обратили внимание представители Сбера. В этом случае злоумышленники делают упор на «семейные ценности» и рисках для родственников жертвы. Они звонят клиенту банка и сообщают, что недобросовестные сотрудники хотят оформить на его имя кредит. Далее они предлагают жертве самой взять кредит, чтобы «исчерпать кредитный потенциал», а затем перевести деньги на «безопасный счет».
После этого мошенники предупреждают, что под ударом находятся еще и родственники жертвы. Их также убеждают совершить аналогичные действия с деньгами, но в уговорах участвуют не только сами мошенники, но и первая жертва. В итоге мошенники получают деньги сразу с нескольких представителей одной семьи, которые переводят им и собственные, и кредитные деньги.
Как распознать мошенника и не стать его жертвой?
Во-первых, помните, что Центральный банк не будет звонить вам или делать рассылку. Об этом регулятор официально заявил еще в ноябре прошлого года, когда мошенники снова активизировались и начали обзванивать людей, представляясь сотрудниками ЦБ. Пресс-служба Банка России отмечала, что никто из сотрудников точно не будет присылать фотографию документов — так делают только мошенники.
Кроме того, всегда стоит с опаской относиться к сообщениям или звонкам с незнакомого номера. Кем бы ни представился человек на другом конце провода: хоть сотрудником Сбера, хоть председателем ЦБ, хоть троюродным братом подруги вашей двоюродной тети — это все равно повод насторожиться. Когда человек сам инициирует диалог и выходит на вас, ему с большой долей вероятности что-то от вас нужно.
Как правило, мошенники всегда заводят разговор о деньгах. Их главная цель — получить доступ к вашему счету или уговорить вас собственноручно перевести им деньги. Причем мотивы могут быть совершенно разные: вам могут предложить «спасти» деньги и перевести их на некий «безопасный счет», оплатить какую-то страховку; рассказать, что какой-то ваш родственник попал в аварию и нужно срочно заплатить пострадавшему.
Также мошенники всегда просят сообщить им персональные данные. В сообщениях с кодом подтверждения от банка не просто так крупными буквами указано, что этот код нельзя сообщать никому. Настоящий сотрудник банка, даже если вдруг и позвонит, точно никогда не будет просить вас сообщить ему реквизиты счета, пин-код от карты или код подтверждения.
А еще мошенники всегда будут вас торопить — чем меньше у вас времени обдумать их слова, тем выше шансы выманить у вас деньги. Если на вас начинают давить, требовать срочно принять решение в ту же секунду, скорее всего, это мошенники.
Можно куда-то пожаловаться на мошенников?
Нужно. Если вам звонят и представляются менеджером банка — всегда можно позвонить на горячую линию в настоящий банк или написать сообщение в техподдержку. Также можно направить жалобу в полицию по месту вашего проживания.
Есть горячая линия МВД, где можно проконсультироваться по дальнейшим шагам: 8 800 222 74 47. У ведомства есть отдельное управление «К», которое занимается контролем за правонарушениями в сфере компьютерной информации. Кроме того, можно направить жалобу в Роскомнадзор, который контролирует деятельность всех организаций по оказанию услуг в области электронных технологий.
А если у мошенников есть сайт, через который они крадут деньги, можно написать жалобу в Яндекс или Google. Это самый действенный и оперативный метод — сотрудники проверят ваше обращение и если страница действительно фишинговая, ее заблокируют.
Что делать, если я все-таки стал(а) жертвой мошенников?
В первую очередь, нужно написать заявление в отделе полиции по месту проживания. Там нужно указать личные данные: ФИО, паспортные данные, адрес регистрации и контактный телефон. Также максимально подробно описать ситуацию, указать время и место, прописать все обстоятельства, по итогу которых были украдены деньги. К заявлению нужно приложить доказательства: скриншоты переписок, квитанции из онлайн-банка о переводе и тд.
Мошенничество в интернете наказывается по ч. 6 ст. 159 УК РФ. Дело заводят после написания заявления, если сумма ущерба больше 2500 руб.
По этой статье можно получить как штраф до 120 тыс. руб., так и реальный срок — лишить свободы могут максимально на два года. Если же речь идет про группу лиц, то участникам может грозить срок до 10 лет.
Деньги получится вернуть?
Да, но нужно незамедлительно сообщить о факте мошенничества, причем в первую очередь банку, через который вы отправили перевод, а не полиции. Согласно ФЗ «О национальной платежной системе», банк обязан вернуть средства на счет клиента, если он сообщил о мошенничестве или просто об ошибочном переводе в течение суток.
Банк в течение 30 дней будет проводить расследование и по итогу либо зачислит деньги обратно на счет, либо сообщит об отказе. Но есть нюанс: если потерпевший сам передал мошенникам пин-код от карты или другие конфиденциальные данные, вернуть деньги, скорее всего, не получится.