психология

Клиповое мышление: существует ли оно и правда ли, что сегодня подростки не любят много думать

На самом деле перед вами еще один миф о деградации молодого поколения
stem.T4L/Unsplash
stem.T4L/Unsplash

Бывает ли, что, читая длинные статьи или книгу, вы часто отвлекаетесь, не можете сосредоточиться и вообще вам быстро надоедает читать? Уже почти 10 лет эти черты связывают с так называемым клиповым мышлением — неспособностью воспринимать и запоминать информацию иначе, чем с помощью ярких ее отрывков. Но как работает этот тип мышления? И существует ли он на самом деле? Разбираемся.

Как работает клиповое мышление

Доцент факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, кандидат психологических наук Александр Рикель описывает его так:

Современное общество легче воспринимает короткие, удобно упакованные единицы текста или небольшие красочные картинки. Если сегодня человек пишет сообщение, то отправляет по одному-два слова, формулируя мысль в 10-15 сообщениях. Эта тенденция к удобной, максимально быстрой, короткой и яркой упаковке контента называется клиповым мышлением

Термин «клиповое мышление» — изобретение русскоязычное. Все началось с канадского философа и культуролога Маршалла Маклюэна, который в книге «Галактика Гутенберга» рассуждал о современной культуре: «…общество, находящееся на современном этапе развития, трансформируется в “электронное общество” или “глобальную деревню” и задает, посредством электронных средств коммуникации, многомерное восприятие мира». Первым термин «клиповая культура», явление, характерное для информационного общества, ввел футуролог Элвин Тоффлер. Оно описывало перемены в медиа, СМИ и культуре.

Идею подхватил отечественный философ Федор Гиренок и перенес клиповую культуру в область психологии. В 2014 году он уточнил, что клиповое мышление подразумевает языковой минимализм и обращение к воображению. Несмотря на то, что истоки понятия зародились давно, термин активизировался в последние несколько лет, благодаря распространению TikTok и других коротких форматов подачи информации.

Некоторые считают, что клиповые характеристики восприятия — это не что-то новое. Скорее, общество восстанавливает естественные процессы в психике. Доктор педагогических наук и специалист по социо-игровой педагогике Вячеслав Букатов считает, что этот тип мышления существовал задолго до появления компьютерных игр и социальных сетей, просто сейчас усилился.

Термин, подчеркивающий принадлежность к современным подросткам, также завирусился, поскольку подчеркивает разницу поколений, апеллируя к старому доброму «раньше было лучше» и «ну и молодежь пошла!»:

Если говорить о “поколении Y”, то это те люди, которые еще хотя бы детство провели без смартфонов, учились на не всегда комфортных и удобно упакованных информационных продуктах. Сейчас они уже привыкли к форматам, ориентированным на клиповое мышление, но все же сохраняют другие навыки. “Поколение Z” выросло исключительно на продуктах, удобных для клипового мышления, поэтому сегодня с трудом воспринимает объемную информацию

доцент факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, кандидат психологических наук Александр Рикель

В связи с этим неизбежно встает вопрос о том, в каком возрасте следует дарить ребенку телефон или планшет, ведь нельзя же приучать малыша с ранних лет к клиповому мышлению — следует учить его критике и логике, а не восприятию одних лишь образов.

Признаки клипового мышления

Сторонники существования этого феномена ссылаются на следующие его минусы: снижение концентрации, поверхностное восприятие информации, отсутствие вдумчивости и критического анализа, быстрое забывание материала. Получается, если человек понимает только удобно упакованный контент, у него теряется навык восприятия более сложного. Он становится поверхностным.

Вдобавок считается, что клиповое мышление основано на потреблении образов, а не смысловых связей. Как пишет кандидат психологических наук Анастасия Исаева и ее колеги, «клиповая данность символического изображения блокирует формирование впечатления». Однако это не так. Согласно идеям французского антрополога Люсьена Леви-Брюля, взрослый образованный европеец обладает разными типами мышления. Среди них: образное, вербальное и абстрактно-логическое. Они не блокируются и не взаимозаменяются, а, напротив, лишь дополняют друг друга.

Но существует ли клиповое мышление на самом деле? Начнем с того, что термин ненаучен. В зарубежных исследованиях найти его нам не удалось. В реальности изменения в потреблении медиа не приводят к переменам в психических процессах. Иначе говоря, то, что вы читаете книги, не значит, что вы обладаете навыком вдумчивого и критического потребления. Равно как и листание видео в TikTok не делает из вас ненавистника длинных форматов. Тем не менее обилие русскоязычных работ (и переведенных с русского на английский) велико. Так что судите сами.

Доктор психологических наук Мария Фаликман утверждает, что мы пока до конца не можем оценить влияние цифровых медиа на познавательные процессы. Дело в том, что мы сами, как правило, неадекватно и необъективно оцениваем влияние медиа на собственное мышление. Даже если люди считают, что короткоформатная информация пророчит проблемы, поведенческие тесты показывают, что никаких изменений в мышлении не наблюдается. Действительно, у таких фанатов нередко возникают проблемы с вниманием и концентрацией (что характерно для бесконечного потока меняющейся информации вокруг), но мышление тут ни при чем. Таким образом, эмпирических доказательств тому, что изменения в культуре и медиаформатах кардинально перестраивают познавательные процессы, нет.

По словам кандидата психологических наук Никиты Логинова, термин «”клиповое мышление” уйдет, когда уйдет мода на восхваление резких перемен, которые несет с собой цифровизация. Технологии останутся элементом нашей повседневности, перемены не будут вызывать такого ажиотажа, и тогда выражение “клиповое мышление” можно будет встретить разве что на дне YouTube».

Анастасия Дегтярева