психология

Эффект «пивных очков»: оказалось, что опьянение не делает людей привлекательнее

Однако немного горячительных напитков действительно могут придать смелости для знакомства с понравившимся человеком
Gerrie van der Walt/Unsplash
Gerrie van der Walt/Unsplash

Долгое время было принято считать, что люди в состоянии алкогольного опьянения находят окружающих более привлекательными. Таким образом, для того, чтобы понравиться другому человеку, можно попробовать пофлиртовать с ним, когда он пьяный. Однако последние исследования показывают, что это не так. Рассказываем подробнее.

Что такое эффект «пивных очков»?

Это явление, при котором люди, употребившие алкоголь, становятся более восприимчивыми к чужой красоте. Получается, что те, кому человек отказал бы в трезвом состоянии, могут рассчитывать на взаимность, если потенциальный партнер немного выпьет.

Термин «пивные очки» появился в 80-е годы и стал особенно популярен среди американских студентов. Долгое время этот эффект не был достаточно изучен. И несмотря на то, что были некоторые исследования, которые подтверждали его правдивость, у ученых не было достаточно доказательств его существования. Однако новое исследование наконец-то расставило все точки над i.

Почему же это исследование — самое достоверное?

В более ранних работах респонденты оценивали привлекательность других в трезвом и нетрезвом состоянии по фото. Теперь же ученые решили добавить более реалистичную деталь в эксперимент: они предложили участникам встретиться с теми, кто им понравился на пьяную голову.

Чтобы найти людей для эксперимента, ученые просматривали газетные объявления, бумажные листовки и анкеты с сайтов. Требования были простыми: человек должен был подтвердить, что способен выпить как минимум три порции пива за 30 минут, а также привести с собой друга, который тоже хотел бы поучаствовать в исследовании. Так ученые надеялись сымитировать ситуацию живого общения и сделать итоговые результаты максимально правдивыми. В результате набралось 18 пар друзей-мужчин в возрасте от 21 до 28 лет.

В ходе эксперимента респондентам дали водку с клюквенным соком, чтобы содержание алкоголя в их крови достигло 0,8%. После этого исследователи попросили участников оценить привлекательность людей по фотографиям и видеороликам. Затем мужчины должны были выбрать, с кем из претендентов они хотели бы продолжить общение и встретиться лично: этот элемент мотивировал участников принимать более взвешенные решения. После все повторилось, но уже с безалкогольным напитком.

К каким выводам пришли ученые?

Оказалось, что наша восприимчивость к чужой привлекательности никак не зависит от алкоголя. Люди отдавали предпочтение одним и тем же кандидатам и в трезвом, и в пьяном состоянии. Однако опьянение действительно делало участников более смелыми: подвыпившие респонденты в 1,71 раз чаще выбирали самых привлекательных партнеров для дальнейшей встречи. С другой стороны, без воздействия алкоголя они предпочитали более «приземленные» варианты, с которыми было больше шансов на взаимность.

Таким образом, эффект «пивных очков» скорее относится к тому, насколько реально человек оценивает свои шансы вступить в интимные отношения с той или иной персоной, а вовсе не к тому, как он воспринимает чужую красоту.