общество

Для самокатчиков хотят ввести уголовную ответственность. Это правда возможно?

Владельцев самокатов хотят обязать устанавливать госномера и судить по КоАП и УК РФ
Creative Christians/Unsplash
Creative Christians/Unsplash

Депутаты комитета по транспорту совместно с лидером партии «Справедливая Россия» Сергеем Мироновым предложили ввести уголовную ответственность для самокатчиков. Кроме того, их хотят обязать устанавливать госномера. Для чего это нужно и как к этому относятся юристы — в нашем разборе.

Что за инициатива и для чего она нужна?

Авторы законопроекта ссылаются на существенный рост числа электросамокатов и аварий с ними. За 2022 год было зафиксировано на 40% больше ДТП, чем годом ранее, а за первое полугодие 2023-го число аварий с участием электросамокатов выросло почти на 182% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, указано в документе.

Погибли в результате ДТП с самокатами 12 человек, в числе которых один несовершеннолетний. Травмы получили 1082 человека, из них 432 — дети до 16 лет.

В документе, который авторы направили на имя премьер-министра России Михаила Мишустина, говорится, что ни в КоАП, ни в УК, ни в ПДД пока нет ответственности для пользователей самокатов и других средств индивидуальной мобильности (СИМ). С весны в ПДД появилось определение СИМ, этот тип транспорта вывели из «серой зоны» и выделили в отдельную категорию, но никаких отдельных штрафов так и не прописали.

Что считается СИМ?

СИМ это транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя (двигателей). К СИМ относятся электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства.

Авторы также предлагают дополнить Уголовный кодекс новой статьей 264.5 «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации средств индивидуальной мобильности». По этой статье, по задумке депутатов, водителей СИМ нужно привлекать к ответственности в случае, если те причинили тяжкий вред здоровью.

Помимо этого, депутаты предлагают оснащать каждый электросамокат номерным знаком, как у автомобиля. Это позволит вести единый учет СИМ и фиксировать их нарушения с помощью дорожных камер.

Как отреагировали на инициативу представители отрасли?

Первым положительно высказался общественный совет при ГУ МВД России по Москве. Член совета Петр Шкуматов напомнил, что когда-то аналогичная ситуация уже происходила.

Если вы помните, когда появились мопеды, они были тоже поначалу очень популярны, и с ними была такая же вакханалия в части нарушений дорожного движения, как сегодня с самокатами. На них ездили все подряд без соблюдения ПДД. В ответ на это на мопедах появились специальная категория водителей «М» и номерные знаки. После этого ситуация резко изменилась.

Петр Шкуматов, член общественного совета

Шкуматов считает, что примерно так же должна решиться и ситуация с электросамокатами и прочими СИМ.

Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин в разговоре с «Постньюс» сказал, что менять законодательство под СИМ нужно было еще пару лет назад, когда электрического личного транспорта было в разы меньше.

Государство запаздывает, и это опоздание оплачивается погибшими и ранеными. И бездействие Минтранса в данном случае объяснить чрезвычайно сложно. Я надеюсь, что ведомство все-таки начнет работать в этом направлении, потому что сейчас конструктива от него по этому вопросу не видно вообще.

Антон Шапарин, вице-президент Национального автомобильного союза

Шапарин сказал, что, в первую очередь, нужно ввести сертификацию, чтобы понимать, какие устройства могут ездить по дорогам. Также необходимо ввести идентификацию водителей, чтобы можно было вычислить, кто управляет СИМ. И нужно определить, где эти водители могут ездить, ввести понятную систему штрафов.

Но сколько внедрение нововведений займет времени, неизвестно — только на введение в ПДД самого понятия «средство индивидуальной мобильности» ушло порядка четырех лет. Поправки были разработаны еще в 2019 году, но в силу они вступили только в марте 2023 года. Учитывая, что пока нет даже утвержденного законопроекта правил и штрафов, в ближайшие годы изменений в законодательстве ждать не стоит.

При этом, добавил вице-президент НАС, Минтранс вводит скоростные ограничения для самокатов и прочего электротранспорта, хотя никто не может зафиксировать превышение скорости. С этой задачей справились бы ручные радары, но их запретили, а стационарные камеры фиксации работают только с госномерами.

Таким образом, заключил эксперт, самокатчики и другие водители СИМ сейчас являются привилегированной группой на дороге — из-за отсутствия запретов и штрафов они могут делать почти все что угодно.

Что говорят об инициативе власти?

Правительство не поддержало инициативу об обязательной регистрации электросамокатов в текущей редакции. Некоторые из предложенных идей они назвали избыточными, в то время как ряд вопросов, наоборот, оказался не прописан в законопроекте. В частности, власти обратили внимание на то, что использовать СИМ могут не только владельцы, поэтому пока что контролировать соблюдение ПДД и их передвижение с помощью камер проблематично.

Кроме того, в законопроекте никак не отрегулирован вопрос оформления документов на электросамокаты и внесения изменений в них. Также в документе авторы не указали, из каких источников будут поступать деньги, которые необходимы для введения госрегистрации СИМ. Теперь, чтобы заново внести законопроект на рассмотрение, авторам необходимо внести корректировки.

Сейчас самокатчиков вообще никак не наказывают?

По большому счету, да. Поскольку отдельных санкций для водителей СИМ нет, сегодня самокатчики, использующие устройство мощностью до 0,25 кВт, приравниваются к пешеходам. А значит, санкции для них предусмотрены такие же (то есть практически никакие). Так, например, при столкновении самоката и автомобиля виновным с вероятностью 99,9% признают именно водителя машины.

Также водителю СИМ ничего не будет за оставление места ДТП или пьяную езду (без аварий и пострадавших). Исключение составляют только водители самокатов мощнее 0,25 кВт — их по правилам приравнивают к мопедам, а на такой тип транспорта уже распространяются полноценные санкции, как для обычных водителей.

В остальных случаях водителей СИМ, если и могут оштрафовать, то как обычного пешехода. При столкновении с объектом городской инфраструктуры и его повреждении на водителя СИМ, скорее всего, составят административный протокол по ст. 7.17 КоАП о порче чужого имущества и оштрафуют на сумму от 300 до 500 руб.

Если водитель СИМ в результате столкновения причинил легкий или средней тяжести вред здоровью, его могут только оштрафовать на 1-1,5 тыс. руб. по ч. 2 ст. 12.30 КоАП. Водителя автомобиля или самоката мощнее 0,25 кВт в такой же ситуации оштрафуют уже на сумму от 2,5 до 25 тыс. руб., а заодно могут лишить прав на срок до двух лет.

Член ассоциации юристов России Мария Спиридонова в разговоре с «Постньюс» также подтвердила, что на сегодняшний день в КоАП отсутствует прямая норма об ответственности лиц, которые управляют средствами индивидуальной мобильности.

Таким образом, отметила юрист, и возникла необходимость регулирования этой сферы, в том числе и применения соответствующих статей КоАП к нарушителям СИМ. По мнению Спиридоновой, введение отдельных правил и норм в текущую законодательную базу обеспечит порядок и ясность в применении средств индивидуальной мобильности.

Это первая подобная инициатива?

Нет. Еще в конце июля депутат от партии ЛДПР Владимир Сипягин говорил, что фракция готовит собственный пакет поправок в законодательство касательно СИМ. В частности, речь шла о введении обязательных госномеров для электросамокатов — авторы предлагали запретить выезжать на дороги СИМ без номеров, которые могут передвигаться со скоростью больше 5 км/ч.

Депутаты также предлагали ограничить движение на СИМ в дождь или скользкую погоду максимум до 5 км/ч. А кроме того, они хотели предложить Госдуме принять презумпцию виновности водителя СИМ, которое может двигаться быстрее 10 км/ч, в случае столкновения с пешеходом.

В начале августа зампред Совета по развитию цифровой экономики при Совете Федерации Артем Шейкин также выступил с заявлением, что необходимо начать регулировать движение СИМ. Тогда он сказал, что законопроект уже готов и его, как и законопроект от ЛДПР, планируют внести в осеннюю сессию.

Законопроект подготовили совместно с Минтрансом, он определяет правонарушения и санкции за них именно для водителей СИМ. Например, в КоАП хотят добавить статью за пьяную езду на СИМ — в случае, если это не привело к уголовно-наказуемому поступку, водителя предлагают штрафовать на 10 тыс. руб. За оставление места ДТП предлагают наказывать на 5 тыс. руб.

Также авторы предлагают ввести штраф 2 тыс. руб. за езду на СИМ вдвоем, а за превышение скорости хотят штрафовать на суммы от 800 до 4,5 тыс. руб. в зависимости от превышения.

Анастасия Мельник