психология

Диснеевские принцессы действительно ухудшают самооценку детей? На самом деле все ровно наоборот

Новое исследование противоречит прежней критике нездорового влияния на самовосприятие ребенка
Brian McGowan/Unsplash
Brian McGowan/Unsplash

Дети полюбили диснеевских принцесс еще в прошлом веке. Обожание изящных девушек в красивых одеждах растет, и некоторые родители начинают волноваться: а вдруг идеализированные образы негативно скажутся на самоощущении и самовыражении их ребенка? Одним из поводов для волнений стала статья Daily Mail, в которой упоминалось исследование, гласившее, что диснеевские принцессы с худыми фигурами наносят ущерб самооценке девочек. Однако все не так просто, как кажется. Скорее, все ровно наоборот. Разбираемся.

Негативное влияние принцесс

В последние годы куклы (особенно Барби) часто сталкиваются с критикой. Так, мы писали, что представительницы фем-движений обвиняли производителя Барби в сексуальной объективации и навязывании стандартов красоты. Куклы по мотивам мультфильмов компании Уолта Диснея не исключение, ведь выглядят они практически одинаково: тонкие и длинные конечности, идеальная талия, прекрасное лицо. В таких же образах они появляются в мультфильмах и представляются детям как образцы для подражания.

Диснеевские принцессы часто изображаются очень худыми, и их худоба ассоциируется с желанностью, например, Белоснежку называют самой прекрасной из всех. Таким образом, диснеевские фильмы с худыми принцессами усиливают социальный нарратив, согласно которому худоба более социально приемлема.

Психологи утверждают, что, если игрушка или выбираемый ребенком образ представляет собой идеализированный вариант красоты, это оказывает влияние на восприятие красоты ребенком и, как следствие, на то, насколько, по его мнению, он соответствует этому образу.

Однако анализ авторов исследования, на которое ссылаются редакторы Daily Mail, позволяет предположить, что худые принцессы не обязательно вредны для детей младшего возраста, поэтому Daily Mail (а также издания, подхватившие эту новость) преувеличивают вред, наносимый художественными персонажами. И вот почему.

Противостояние прежней критике

На самом деле в исследовании говорится, что любимые принцессы скорее улучшают самооценку. Важно и то, что наличие худой любимой принцессы не ухудшает восприятие собственного тела. Таким образом, принцессы со средним размером тела создают защитный эффект, укрепляя уверенность детей в собственном теле и позволяя им играть в разные игрушки, невзирая на общественные стереотипы.

«Люди критически относятся к диснеевским принцессам, — говорит Джейн Шоукрофт, ведущий автор исследования. — Однако новые результаты позволяют предположить, что родителям, воспитателям и наставникам стоит пересмотреть взгляды на этих принцесс».

Шоукрофт с соавторами из Университета Бригама Янга разделили диснеевских принцесс на три категории телосложения: худые, средние и выше среднего/большие. Например, Моану из одноименного фильма 2016 года отнесли к категории со средним телосложением, а принцессу Жасмин из фильма «Аладдин» 1992 года — к категории худых. Самой популярной принцессой среди мальчиков и девочек в исследовании оказалась Эльза из мультфильма 2013 года «Холодное сердце». Следующими по популярности стали Анна (также из «Холодного сердца») и Моана.

Исследование в первую очередь было направлено на изучение того, как тип тела любимой диснеевской принцессы влияет на телесную самооценку детей, то есть насколько уверенно они чувствуют себя в собственном теле, а также насколько маскулинные или фемининные их игры (влияют ли куклы на выбор стереотипных для пола игрушек). По словам Шоукрофт, именно эти два критерия — оценка своего тела и гендерные особенности игры — вызывают наибольшее беспокойство родителей по поводу диснеевских принцесс.

Выяснилось, что дети, чьи любимые принцессы имели среднее телосложение, как, например, Моана, через год после знакомства с ней имели более высокую оценку своего тела. Отчасти результаты можно объяснить тем, что диснеевские принцессы со средним телосложением в своих историях более физически активны: бегают, взбираются на горы и сражаются.

По словам исследователей, эти дети также были более открыты для игр, которые были как стереотипно мужскими, так и женскими, причем это касалось как мальчиков, так и девочек.

Анастасия Дегтярева