авто

Цены на бензин и дизель обновляют рекорды. Что происходит?

В некоторых регионах России помимо роста цен наблюдается дефицит топлива
Сергей Мальгавко/ТАСС
Сергей Мальгавко/ТАСС

Цены на бензин и дизель за последнее время несколько раз обновляли исторический рекорд, и замедляться рост биржевых котировок, судя по всему, не собирается. Кроме того, в некоторых регионах России в последние недели наблюдается дефицит дизельного топлива. Что происходит и с чем это связано — в нашем материале.

Цены правда так сильно растут?

Да, только за 14 сентября цены на топливо показали резкий скачок — АИ-92 прибавил 1,55%, дизельное топливо подорожало на 1,25%. И это не первый и, скорее всего, не последний рекорд, который ставит бензин и дизель на бирже. Всего с начала года бензин подорожал на 6%, дизель прибавил 2,7%.

15 сентября стоимость АИ-92 впервые пробила отметку в 79 тыс. руб. за тонну. Дизель также продолжает бить рекорд, его цена за один день прибавила 0,97% и составила 73 758 руб. А вот стоимость АИ-95 во время торгов достигла 76 403 руб. за тонну — это показатель ниже пикового, рекорд был установлен 7 сентября, когда ценник вырос до 76 876 руб.

Утром 18 сентября дизель снова обновил рекордное значение — он прибавил 1,27% и торговался на отметке 74 694 руб. за тонну. АИ-92 подорожал на 0,09% до 70 508 руб. за тонну, а вот АИ-95 подешевел на 1,07%, до 75 588 руб. за тонну.

Почему это происходит?

Россия выступает экспортером нефти, поэтому рост мировых цен влияет и на отечественный рынок. Так, за прошлую неделю нефть Brent, которая, по сути, является бенчмарком рынка, подорожала на $4 — с $90 до $94 за бочку. Нефтепродукты в Европе также дорожают — например, в Чехии цены выросли на 10-30%.

Даже сейчас, хотя Россия не поставляет топливо в Европу, оно поставляется, к примеру, на рынок Индии. Третьи страны либо перепродают российское топливо другим странам, либо продают им свое и заменяет его отечественными нефтепродуктами.

Глава Министерства энергетики РФ Николай Шульгинов связал рост цен с увеличением объема «серого» экспорта топлива из России. С начала текущего года, по его словам, страна продала по такой схеме несколько миллионов тонн.

Шульгинов заявил, что необходимо ограничивать объемы «серого» экспорта. Министр добавил, что соответствующий документ появится уже в ближайшее время, на сегодняшний день рабочая группа прорабатывает детали.

Кроме того, в России в целом сократились объемы производства бензина и дизеля. За период с 4 по 10 сентября выпуск бензина стал меньше на 5,9% (до 785,3 тыс. тонн), а производство дизеля сократилось на 3% — до 1,6 млн тонн. В то же время пропорционально выросли и цены на топливо.

С 5 по 11 сентября Росстат зафиксировал рост цен в 79 российских регионах. Бензин в среднем прибавил 0,7%, дизель — 1,7%. Ощутимее всего топливо подорожало в Карелии (на 3,2%), Тыве и Томской области (на 3%).

А что с дефицитом топлива?

В последние недели в некоторых регионах России — в особенности, на юге — наблюдается ощутимый дефицит топлива. Местные жители Краснодарского края и республики Крым рассказали «Постньюс», что на многих заправках действительно нет дизеля, реже — АИ-92 или АИ-95.

Что касается дизельного топлива, то почти на всех заправках обычный дизель либо совсем отсутствует, либо его продают по талонам. За наличный или безналичный расчет можно купить только более дорогой дизель «ультра».

Шульгинов заявил, что дефицита топлива в России нет и внутренний рынок полностью обеспечен. Дефицит министр назвал искусственным — по его словам, перебои на юге страны связаны не с логистическими сложностями, а с тем, что кто-то на местах пытается его создать. В частности, пояснил глава Минэнергетики, без причин закрываются заправки, что создает ажиотаж, рост цен и дефицит.

В то же время представители отрасли, напротив, связывают дефицит именно с логистикой. Генеральный директор крымской сети ООО «Мосрегионгаз» Герман Колотов сказал, что перебои с топливом на полуострове, а также в Краснодарском крае и других южных регионах вызваны именно ростом сроков доставки через железнодорожные пути.

Он добавил, что поезда из Центральной России идут с задержкой на несколько недель, что в моменте приводит к дефициту. Это связывали с перегруженностью путей — из-за того, что пришлось изменить направление экспорта угля с запада на восток, ж/д пути просто перестали справляться с увеличенным потоком.

Эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович считает, что дефицит топлива связан еще и с сезонным ростом спроса. Летом ощутимо растет число автомобильных туристов, кроме того, по всем регионам проходит сезон уборки урожая (почти вся сельскохозяйственная техника ездит на дизеле — прим. ред.).

Что будет дальше?

Группа депутатов от «Справедливой России» во главе с Сергеем Мироновым внесла в Госдуму законопроект, который бы разрешил правительству ограничивать цены на топливо на срок 90 дней. По задумке авторов, это должно помочь стабилизировать розничные цены на бензин и дизель. Они отметили, что несмотря на стоимость нефти на мировом рынке, в России топливо стабильно дорожало.

Президент России заявил, что кабмин активно занимается ситуацией с ценами на топливо. Он добавил, что правительство действительно вовремя не среагировало на изменения на мировом рынке, но сейчас власти и производители уже договорились о том, как будут действовать в ближайшее время.

Путин добавил, что в первую очередь остро стоял вопрос с дефицитом дизельного топлива, которое необходимо сельхозпроизводителям, и этот вопрос решили — правительству осталось только отрегулировать

Зампредседателя комитета ГД по экономической политике Артем Кирьянов заявил, что правительство может прибегнуть к ручному регулированию цен на топливо. По его мнению, сейчас в России есть все предпосылки для снижения цен на бензин и дизель.

«Сейчас не первый случай и не первый год, когда растут цены на бензин, нефтепродукты. Соответственно, накопился определенный инструментарий регулирования», — указал он. Парламентарий добавил, что сейчас нет оснований для беспокойства насчет цен на топливо, правительство, по его словам, понимает дальнейшие шаги и уже занимается решением вопроса.

Анастасия Мельник