Магия пушек и никакого мошенничества: чем вооружена армия КНДР?
После визита Ким Чен Ына в Россию внимание отечественных СМИ и обозревателей стало приковано к северокорейской военке. И там действительно есть на что посмотреть. Все то время, пока ведущие мировые державы игрались с «компактными, но эффективными» армиями, КНДР следовала доктрине массированной огневой мощи и развивала соответствующие виды вооружений. Еще каких-то пару лет назад северокорейский подход считали отсталым. Однако последние события в мире показали, что он по-прежнему эффективен. Разбираемся, в чем заключается особенность вооруженных сил КНДР и каким арсеналом они могут похвастаться.
В чем особенность армии КНДР?
Военный потенциал Корейской народной армии (КНА) выстраивали исходя из возможностей самой КНДР и реалий корейского театра военных действий (ТВД). В условиях постоянной опасности войны с Южной Кореей и США Пхеньяну нужно было создать ответную угрозу, способную удержать потенциальных противников от агрессии. Особенно актуально это стало после распада СССР, когда КНДР лишилась основного покровителя.
У северокорейцев не было ресурсов для создания мощного флота и авиации. Ядерное оружие появилось у них только в середине 2000-х гг. По этой причине КНДР не стала изобретать велосипед и сделала ставку на массированное применение артиллерии, которая стала визитной карточкой северокорейской армии
Как итог: сегодня на вооружении КНДР стоят свыше 10 тыс. разных самоходных артиллерийских установок (САУ), минометных систем и реактивных систем залпового огня (РСЗО) со снарядами 107-мм, 120-мм, 122-мм, 152-мм, 170-мм, 240-мм, 300-мм и других калибров. Они стреляют на десятки и сотни километров. По оценкам западных экспертов, с такой огневой мощью северокорейская армия способна полностью уничтожить Сеул и его агломерацию, а также нанести серьезный урон ключевым промышленным и военным объектам Южной Кореи.
Конечно, все это оружие не отличается высокой технологичностью. Но примечательно, что КНДР удалось добиться столь впечатляющих результатов, находясь в плотной международной изоляции. Большинство современных артиллерийских систем КНДР представляют собой развитие советских и китайских технологий. Поэтому эти орудия, как правило, совместимы и даже взаимозаменяемы. Но среди них встречаются и уникальные образцы корейской инженерной мысли.
М1989 «Коксан»
«Коксан» считается самой дальнобойной САУ в мире. В режиме стрельбы обычными снарядами она способна поражать цели на расстоянии 40 км. Если вооружить ее боеприпасами активно-реактивного типа, то дальность возрастает до 60 км.
Еще одна отличительная особенность «Коксана» — необычный калибр. Российские и китайские самоходки, на которые обычно ориентируются корейцы, используют 152-мм и 155-мм снаряды. Для «Коксана» нужны 170-мм снаряды — такие были только у немцев во времена Второй мировой.
Истории известен лишь один случай боевого применения этой САУ — во время ирано-иракской войны. Тогда лишь 30 «Коксанов» позволили иранцам нивелировать преимущество огневой мощи Ирака. Однако у орудия выявились существенные недостатки: низкая мобильность (40 км/ч) и скорострельность (два выстрела в минуту), а также быстрый износ ствола из-за огромной отдачи.
В теории эти проблемы может перекрыть массированное применение «Коксанов» на относительно стабильной линии фронта. На корейском ТВД они заточены как раз под эти цели.
KN-09
Наиболее совершенная РСЗО, стоящая на вооружении у северокорейской армии. KN-09 изобрели в 2014 году. Некоторые военные обозреватели считают, что ее прототипом могли послужить российские «Смерчи» или китайские А-100. Другие видят в ней схожесть с дальнобойными китайскими ракетами SY300 семейства Weishi. Третьи считают, что KN-09 — чисто северокорейский продукт, который вырос из старых РСЗО М1985/M1991.
KN-09 использует 300-мм снаряды — такие же, как российские «Торнадо-С». В пусковой установке помещаются восемь ракет, хотя на парадах 2020 и 2022 гг. КНДР показала модификации KN-09 с 12 ракетами (что тоже соотносится с «Торнадо-С»). Разница в дальности: пока что самые дальнобойные снаряды «Торнадо-С» достигают 120 км, тогда как корейские инженеры уже научились делать ракеты, пролетающие 200 км.
На Западе KN-09 чаще противопоставляют американскому РСЗО HIMARS. Но дальность стрельбы HIMARS без ракет ATACMS не превышает 90 км. Поэтому можно сказать, что и в этом случае преимущество на стороне северокорейской разработки.
KN-23
Новейший корейский оперативно-тактический ракетный комплекс (ОТРК), представленный в 2019 году. Достоверно о нем (равно как и о других образцах северокорейского оружия) неизвестно почти ничего. Западные обозреватели считают KN-23 чуть ли не прямой калькой российских «Искандеров», отмечая визуальную схожесть обоих комплексов.
На вооружении KN-23 стоит одна 950-мм ракета массой 3415 кг, включая 500-килограммовую боевую часть. Предположительная дальность стрельбы — до 450 км стандартными боезарядами и до 700 км с облегченной нагрузкой. Для сравнения: «Искандеры» стреляют 920-мм ракетой в 3800 кг на расстояние до 500 км.
По боевой мощи KN-23 уступает аналогичным ОТРК, однако недостаток огневой силы компенсирует способность ракеты к маневрированию. Это серьезно затрудняет работу ПВО противника.
KN-25
Тот самый случай, когда аналогов действительно нет. KN-25 вооружена управляемыми 600-мм ракетами, которые весят больше 3000 кг и преодолевают почти 400 км. Система существует в двух вариациях: стандартная на гусеничном шасси с шестью направляющими для ракет и облегченная на базе четырехколесного автомобиля с четырьмя ракетами.
KN-25 сложно отнести к какому-то определенному классу артиллерии. Власти КНДР описывают ее как РСЗО со «сверхбольшим калибром». На Западе KN-25 относят к классу баллистических ракет малой дальности (БРМД), а в России сравнивают с ОТРК.
На деле же KN-25 — это нечто среднее. С РСЗО ее объединяет возможность вести залповый огонь, с ОТРК — дальность полета и разрушительная мощь ракет, в том числе способность нести ядерную боеголовку.
С такими характеристиками KN-25 вполне подойдет для уничтожения крупных инфраструктурных объектов, вроде мостов и аэропортов. В пользу эффективности говорит и то, что северокорейцы, судя по всему, уже освоили ее промышленное производство. КНА впервые показала эту установку в 2019 году, а в 2023-м она получила сразу 30 ед. KN-25.