Фрейд был неправ. Оказалось, что подавлять эмоции не так уж и плохо
Фрейдистская идея гласит, что если мы подавляем чувства или мысли, они остаются в бессознательном, оказывая пагубное влияние на наше поведение и самочувствие. Новое исследование ставит под сомнение традиционное мнение. Рассказываем почему.
Подавление — (не) решение?
Большинство психотерапевтических подходов строится на том, чтобы выловить подавленные негативные мысли, справиться с ними и лишить их силы, чтобы они перестали «отравлять» организм. В последние годы эксперты по всему миру внушают пациентам, что подавление мыслей по своей сути неэффективно и приводит к тому, что человек начинает думать о проблеме еще больше — это как если сказать вам не думать о розовом слоне. Эти идеи стали догмой в области клинической терапии: в национальных руководствах избегание мыслей рассматривается как одно из основных дезадаптивных копинг-стратегий, которое необходимо устранить и преодолеть. Особенно важно это при депрессии, тревоге и посттравматическом стрессовом расстройстве.
Однако общепринятое мнение о том, что попытки подавить негативные мысли вредят психическому здоровью, может быть ошибочным, говорится в новой работе ученых из Кембриджского университета.
Когда в 2020 году появился COVID-19, многие психологи решили проверить, как использовать свои исследования для помощи людям с подавлением негативных мыслей. Особенно их интересовал механизм мозга, известный как ингибиторный контроль — способность отменять рефлекторные реакции, — и то, как применить его к восстановлению памяти, в частности, к остановке возвращения негативных мыслей при столкновении с мощными напоминаниями о них. Некоторые считали, что тормозной контроль играет решающую роль в преодолении травм.
В результате ученые выяснили, врожденная ли это способность или что-то, чему можно научиться и, следовательно, научить.
Как проходило исследование
Ученые из отдела когнитивных и мозговых наук медицинского исследовательского совета обучили 120 добровольцев по всему миру подавлять мысли о негативных событиях, которые их беспокоили. Они обнаружили, что мысли не только стали менее яркими, но и улучшили психическое здоровье участников.
Каждому предлагалось подумать о нескольких сценариях, которые могут произойти в течение ближайших двух лет: 20 негативных страхов и тревог, 20 позитивных надежд и мечтаний, а также 36 нейтральных событий. Для каждого сценария респонденты указывали слово-подсказку — очевидное напоминание, которое можно использовать для вызова события в процессе обучения — и ключевую деталь события. Например, негативная мысль выражалась так: посещение родителей в больнице в результате COVID-19, с подсказкой «Больница» и деталью «Дыхание»; а позитивная так: свадьба сестры, с подсказкой «Свадьба» и деталью «Платье».
Затем в течение трех дней эксперты проводили с каждым участником 20-минутный тренинг, включавший 12 повторений невоображения и 12 повторений воображения событий. В испытаниях «Не представляйте» участникам давали одно из слов-подсказок и просили сначала мысленно представить себе это событие. Затем, продолжая смотреть прямо на напоминание, их просили перестать думать о событии — не пытаться представить его или использовать отвлекающие мысли, а постараться блокировать любые образы или мысли, которые может вызвать напоминание. Для этой части испытания одной группе участников давались негативные события для подавления, а другой — нейтральные.
В испытаниях «Представьте себе» участникам давали слово-подсказку и просили как можно ярче вообразить себе это событие, подумать, каким оно будет и что они почувствуют при этом. В конце третьего дня и через три месяца участников снова просили оценить каждое событие по его яркости, уровню тревоги, эмоциональной интенсивности и т.д., а также заполнить анкеты для оценки изменений в депрессии, тревоге, беспокойстве, аффекте и самочувствии — ключевых аспектах психического здоровья.
Что в результате
По итогу те события, которые участники тренировались подавлять, стали менее яркими и вызывали меньше эмоциональной тревоги, чем другие. В целом респонденты улучшили показатели психического здоровья. Но наибольший эффект наблюдался у тех, кто тренировался подавлять страшные, а не нейтральные мысли.
Подавление мыслей даже улучшило психическое здоровье участников с посттравматическим стрессовым расстройством. Их показатели негативного психического здоровья снизились в среднем на 16% (по сравнению с аналогичным снижением на 5% у участников, подавлявших нейтральные события), а показатели позитивного выросли почти на 10%. Подавление негативных мыслей не приводило к отскоку, когда участник вспоминал эти события более ярко.
Для подтверждения полученных результатов потребуется дополнительная работа, но, похоже, активное подавление мыслей о страхе возможно и даже потенциально полезно. Хотя участников не просили продолжать практиковать эту технику, многие из них решили прибегнуть к этому. Когда ученые связались с ними через три месяца, они обнаружили, что положительный эффект в виде снижения уровня депрессии и негативных эмоций сохранился у всех, но был наиболее выражен у тех, кто продолжал использовать технику в повседневной жизни.