жизнь

Сексизм усложняет и ухудшает родительство. Как это происходит и что с этим делать

Новое исследование — первое в своем роде — проводит черту между влиянием благожелательного и вредного сексизма
Ben White/Unsplash
Ben White/Unsplash

«Мама моет посуду, а папа выносит мусор»‎ — сексизм в родительских отношениях оказывает различное воздействие на детей, влияя на их развитие, восприятие и поведение. Недавно ученые выяснили, что это по большей части несет за собой негативные последствия. Рассказываем, как проявляются подобные установки и что с этим делать.

Как формируются гендерные ожидания детей

Реальность такова, что мы закрепляем гендерные различия и ожидания каждый день, даже не задумываясь об этом. Дети подвергаются их воздействию с момента рождения. Со временем эта информация усваивается и становится основой осознания того, как устроен мир. Базовое понимание гендерной идентичности и ожиданий общества появляется к трем годам, но и тогда оно весьма непрочно: нередко в этом возрасте дети еще путаются в вопросах пола — например, девочка может думать, что вырастет мужчиной, или мальчик называть маму «он».

Эволюции процесса способствует то, как мы (часто непреднамеренно) закрепляем модели поведения, одобряя те из них, которые соответствуют гендерным особенностям (например, хвалим мальчика за то, что он не плачет, когда ему больно), и не одобряя те, которые не соответствуют (например, не поощряем грубую игру девочки с мячом).

В возрасте трех-четырех лет дети демонстрируют очень черно-белое мышление — вещи хорошие или плохие, правильные или неправильные. Если бы такой тип мышления был продемонстрирован взрослому человеку, который обладает более гибким умом (различает оттенки серого), современное общество расценило бы его поведение как сексизм. У детей же это нормальный процесс развития.

Гендерное постоянство, т.е. понимание того, что принадлежность к мужскому или женскому полу — неизменный атрибут личности, полностью складывается только в 6-7 лет. Оно формируется в результате когнитивного развития, а также усвоения социальных ожиданий относительно их поведения. Дети невероятно быстро учатся — даже тогда, когда мы не осознаем, что обучение уже произошло.

Дети подражают поведению важных в их жизни ролевых моделей — родителей, воспитателей, учителей. Особенно сильно это проявляется, когда образец для подражания принадлежит к тому же полу: девочки чаще копируют поведение взрослых женщин, а мальчики — взрослых мужчин. Поэтому, даже если мы скажем, что девочки могут делать все, что могут делать мальчики, если они видят только папу, но никогда не видят маму, занимающуюся обслуживанием автомобиля, наши слова не окажут большого влияния на их восприятие мира.

Как сексизм проявляется в детско-родительских отношениях

Родители — образец для подражания. Если в их отношениях с детьми проявляется сексизм, те учатся копировать такое поведение в собственных отношениях или взаимодействиях, что увековечивает цикл гендерных предубеждений.

Сексизм в семье влияет на самооценку и самовосприятие детей. Например, девочка, видя, как мать постоянно получает неравное обращение или меньшее уважение, усваивает убеждение, что ее пол неполноценен или менее ценен. Сексистские взгляды и поведение усиливают традиционные ролевые ожидания. Дети усваивают эти стереотипы, что приводит к убеждению, что определенные роли и поведение присущи только представителям определенного пола. Это ограничивает их понимание разнообразия идентичностей и ролей.

У детей сформировываются ограниченные устремления, основанные на гендерных ожиданиях, которые они наблюдают дома. Например, если девочка считает, что родители больше ценят образование или карьеру ее брата, у нее может возникнуть чувство нежелания реализовывать собственные амбиции. Точно так же дети, выросшие в сексистской среде, часто испытывают трудности в развитии навыков межличностного общения. Им может быть непросто установить здоровые отношения, основанные на взаимном уважении, доверии и равенстве, — подкрепленные сексизмом установки способствуют утрате навыка сопереживания. Например, когда мужские слезы воспринимаются как нечто негативное, женщина может не воспринимать их всерьез и не реагировать на них, проявляя отсутствие эмпатии.

Дети, растущие в семьях с ярко выраженным сексизмом, испытывают психологический дистресс. Конфликты и дискриминационное поведение создают эмоционально нестабильную обстановку, приводящую к тревоге, депрессии и другим психическим расстройствам. Сексизм в родительских отношениях формирует ожидания детей в отношении будущих отношений. Они начинают считать, что неравная динамика или дисбаланс сил — это нормально (например, то, что после основной работы женщина — единственная, кто выполняет и работу по дому). Это повышает вероятность того, что они согласятся на такие ситуации в будущем.

По данным нового исследования Оклендского университета, отцы и матери, считающие, что мужчина должен обладать властью и авторитетом в обществе и семье, менее отзывчивы к своим детям. В эксперименте у менее отзывчивых родителей — как матерей, так и отцов — был выявлен более высокий уровень враждебного сексизма — научного термина, обозначающего отношение к мужскому авторитету и антагонизм по отношению к женщинам, оспаривающим социальную власть мужчин.

Неожиданным оказался тот факт, что матери, изначально согласные с враждебным сексизмом, скорее всего, будут менее отзывчивыми родителями. Интересно и то, что связь с менее отзывчивым воспитанием детей отсутствовала у матерей и отцов, которые были отнесены к категории благожелательного сексизма, т.е. отношения, романтизирующего традиционные гендерные роли и подчеркивающего достоинства мужчин как кормильцев и защитников, а женщин — как воспитательниц.

Как тогда воспитывать детей

Отзывчивое родительское отношение имеет ключевое значение для здорового развития ребенка, и его отсутствие может привести к поведенческим проблемам, эмоциональным трудностям и снижению успеваемости.

Если мы говорим о просвещении четырехлетних детей по этому вопросу, то на самом деле важнее то, что они видят, а не то, что мы говорим. Им не нужно знать, что такое сексизм, — они не поймут этого, даже если вы попытаетесь им рассказать. Важно, чтобы мы поощряли уважение ко всем, не патологизируя нормальные процессы развития. Это нормально, что мальчики любят играть с мальчиками, а девочки — с девочками; что мальчики любят играть с грузовиками, а девочки — с куклами. Это не сексизм, а нормальная часть взросления.

В мире, где поступки громче слов, не то, что вы говорите, а то, что вы делаете, будет формировать гендерные ожидания вашего ребенка. Моделируйте и поощряйте гендерное равенство. Возможно, в четыре года дети еще не знают, что такое сексистское поведение, но таким образом они с меньшей вероятностью будут демонстрировать его спустя 10 лет.

Создание атмосферы гендерного равенства, уважения и открытого общения в родительских отношениях может значительно снизить потенциальный вред сексизма для детей и помочь им сформировать более здоровые установки и модели поведения, связанные с полом и отношениями.

Анастасия Дегтярева