российская наука

«Это бескрайнее поле для развития»: интервью с космическим технологом о работе, мечтах и Путине

Вот, что нам рассказали: массовому туризму к звездам быть, но лет через 20; Земля — лучшее место во Вселенной; в космической сфере всегда найдется место для креативных
Из личного архива Любови Ширяевой
Из личного архива Любови Ширяевой

Только смелым покоряется космос, и таких в нашей стране много: над тем, чтобы запускать россиян и спутники к звездам, трудятся тысячи профессионалов. Мы поговорили с технологом и советником исполнительного директора АО «Российские космические системы» Любовью Ширяевой о работе, достижениях и будущем.

— Где и кем вы работаете?

— Это самый сложный вопрос, который мне задают. Вкратце, мы создаем аппаратуру для космических аппаратов, которые летают в дальний космос и на орбиту Земли.

Я технолог, и вот какую аналогию обычно привожу. Повара готовят по рецепту. В нем пошагово прописаны ингредиенты и необходимая посуда. Технолог занимается тем же самым, только с помощью материалов, оборудования и специальных инструментов мы прописываем рецепт для сборщиков, монтажников, механиков, как и в какой последовательности они должны делать свою работу, чтобы у них получился качественный прибор для космического аппарата. Мы задаем правила и пошаговую инструкцию.

Я ни в какой другой отрасли не встречала такого скопления талантливых людей. С ними всегда есть о чем поговорить. Они с удовольствием решают задачи, которые встают при создании космических аппаратов, исследовании космоса, при подготовке полетов, в любой сфере.

Наша компания АО «Российские космические системы» создает аппараты, которые можно найти и на спутниках, и на ракетоносителях. В частности я участвовала в создании приборов и для «Спектра-Р», и для «Спектра-РГ», которые раскрывают нам тайны Вселенной.

Что такое «Спектр-РГ»

«Спектр-Рентген-Гамма» — российско-немецкая орбитальная астрофизическая обсерватория (проект Роскосмоса и DLR), предназначенная для построения полной карты Вселенной.

Первым снимком «Спектра-РГ» в рентгеновском диапазоне стала галактика Большое Магелланово облако, снятая телескопом eROSITA с 18 на 19 октября 2019 года. Первый обзор всего неба телескопом eROSITA завершился 11 июня 2020 года. На основе его данных ученые каталогизировали 1,1 млн рентгеновских источников, в основном активные ядра галактик (77%), звезды с сильными магнитно-активными горячими коронами (20%) и скопления галактик (2%), рентгеновские двойные звезды, остатки сверхновых и расширенные области звездообразования.

Еще до завершения калибровки и официального начала наблюдений телескоп eROSITA открыл 18 тыс. рентгеновских источников, большая часть которых — неизвестные науке квазары, сверхмассивные черные дыры в далеких галактиках, а также 450 крупных скоплений галактик и одно предполагаемое сверхскопление.

За первые полгода сканирования неба телескоп eROSITA смог удвоить число источников, зарегистрированных всеми спутниками в мире за 60 лет рентгеновской астрономии.

В декабре 2022 года научный руководитель российской части миссии «Спектра-РГ» академик Рашид Сюняев сообщил, что обсерватория обнаружила свыше 23 тыс. скоплений галактик среди 1,5 млн рентгеновских источников, открытых телескопом eROSITA за время четырех полных и одного неполного обзора неба. Пока ученым удалось установить расстояния лишь до 140 тыс. из них. Это рекорд для космических миссий, изучающих данную часть спектра.

Одно из самых последних рабочих достижений — целый цикл отработки новых технологий с материалами, с которыми мы раньше не сталкивались. Несколько пунктов из этого списка у нас уже завершены с положительным результатом.

Но, как и в любой работе, я сталкиваюсь с рутиной, когда нужно готовить отчетные документы, писать служебные записки. Очень ее не люблю, но никуда от нее не деться. Зато люблю, когда нужно сделать что-то новое, выстроить стратегию, придумать реализацию проекта. Короче говоря, когда присутствует творческая составляющая. Сейчас, например, мы думаем, как создать внутренний корпоративный университет, чтобы ребята, которые приходят к нам работать, могли сразу же погрузиться в деятельность компании, увидеть, какие есть нюансы в каждом из направлений. Несмотря на то, что существует уже довольно много образовательных платформ, нам надо адаптировать все это под свою инфраструктуру.

— Какая из проблем, обсужденных с президентом России, наиболее актуальная и важная?

— На самом деле сложно выявить самую-самую из них, поскольку важны все. Важно осваивать дальний космос, важны полеты на Луну, важна работа с нормативной документацией, важны зарплаты, важны новые проекты. Невозможно выбрать что-то одно.

Что касается обсуждения зарплат, ситуация обстоит печальная. Мы не можем платить себе сами. Наша оплата труда закреплена определенными трудовыми актами на уровне правительства. Пока их не поменяют, мы не можем поменять себе зарплату. Наш директор готов платить талантливым инженерам по 500 тыс. руб., но не может из-за устаревших актов. Мир вокруг поменялся, а нормативы — нет. И президент это понимает.

— Если бы представилась возможность, в какую точку Вселенной вы отправились бы?

— Я бы осталась на Земле. Наша планета очень красивая и комфортная для жизни. Нет другого места, где человек мог бы спокойно жить и наслаждаться каждым моментом.

— Нужно ли нам лететь на Марс?

— Следует отталкиваться от целей, которые человек ставит перед собой. Если это любопытство и желание изучать мир вокруг, однозначно да. Пока своими глазами не увидишь и не прочувствуешь, — не поймешь, что это за место. Если нужно получить научные данные, здесь лучше справятся автоматические станции.

В любом случае в ближайшие 2-3 года массового космического туризма не предвидится. Может, только к концу 2035 года, если будут желающие.

— Какой космический проект в истории поразил больше всего?

— Меня до сих пор вдохновляет советская миссия с посадкой на Венеру. Это достаточно загадочная планета — мы хорошо видим, что происходит в атмосфере, но не можем понять, что на самой поверхности. Эта тайна манит. Несмотря на то, что мы давно получили ее снимки, тайн меньше не стало. Скорее, их стало больше. Разгадать их только предстоит.

Какой будет космическая отрасль в ближайшие 10 лет?

Однозначно будут развиваться пилотируемые полеты. Я очень надеюсь, что они выйдут за пределы орбиты Земли и мы сможем более основательно осваивать далекие космические пространства. Надеюсь, что появятся первые базы на Луне. Наверняка будут миссии на Марс. Не уверена, что туда полетит именно человек, но точно будут автоматические миссии.

— Почему выбрали полем деятельности именно космос?

— Все идет из детства. У меня была книжка, атлас мира. В ней мальчик с девочкой изучали мир, и часть была посвящена космической тематике. На какой-то из страниц они прыгали на Луне. Там писалось, что из-за того, что на Луне сила тяжести ниже, на спутнике можно прыгать очень высоко. В 4-5 лет я загорелась этой идеей, и в итоге моя жизнь сложилась так, что я приближаю возможность человечества прыгать на Луне.

— Какая у вас личная мечта?

— Когда я училась в университете, я мечтала прийти в отрасль и помогать ее развивать. Эта мечта осталась до сих пор. Только я начинала как инженер и занималась мелкими задачами. Но сейчас у меня уже больше опыта и возможностей. Я использую их, чтобы моя мечта осуществилась, — чтобы космическая сфера в нашей стране развивалась, двигалась вперед и становилась одной из лучших в мире.

Космос — это мечта и бескрайнее поле для развития, исследования, создания чего-то нового и движения вперед. Это передовая отрасль, которая, меняясь, меняет и мир вокруг. В ней ты можешь реализоваться абсолютно в любом амплуа: и инженером, и человеком, создающим что-то на производстве, и человеком из вспомогательной сферы (экономика, массмедиа и т.д.). Любая профессия поможет найти себя и в космической отрасли.

Анастасия Дегтярева