российская наука

Денис Демин, НПО Лавочкина: «Мой аппарат поможет сделать великое открытие»

Металлическая коробочка, с которой вы проводите большую часть времени, на самом деле мощнее устройств, летающих у звезд. Почему? Узнали об этом у Дениса лично
НПО Лавочкина
НПО Лавочкина

Только смелым покоряется космос, и таких в нашей стране много: над тем, чтобы запускать россиян и спутники к звездам, трудятся тысячи профессионалов. Мы поговорили с Денисом Деминым, начальником отдела системного проектирования АО «НПО Лавочкина», о работе, достижениях и будущем.

— Где и кем вы работаете?

— Я работаю в ракетно-космической отрасли России. Самый ближайший аналог того, что я делаю, — архитектор. Есть люди, которые непосредственно строят здание, а есть человек, который отвечает за него в целом, за то как оно выглядит и из чего состоит. У меня такая же работа. Только в космической отрасли я отвечаю за то, как выглядит, из чего состоит и как работает аппарат. Каждый архитектор мечтает построить свое здание. Я же мечтаю построить аппарат, который будет придуман и сделан всецело мной.

Отрасль, конечно, сложная. Ты постоянно должен быть погружен во все, что происходит и у тебя, и в различных кооперациях. Кооперации — это огромное количество смежных областей. Нужно знать, что происходит у металлургов, у людей, которые занимаются неметаллами, ракетами и так далее. Нужно держать в себе огромное количество знаний и постоянно их актуализировать.

Я горжусь всей своей работой и готов за нее ответить. Пока еще нет проекта, с которым я прошел полный путь. Но сейчас такая работа начинается. Надеюсь, через пару лет я с гордостью смогу сказать, что это мой космический аппарат и его полностью сделал я. Скорее всего, это будет проект из серии «Сферы».

Самое нелюбимое в работе — бюрократия. Никому не нравится большое количество бумаг. Всегда хочется творческого процесса. С учетом специфики отрасли любой момент нужно обязательно документировать соответствующим образом, чтобы дальше это можно было проанализировать, понять, что пошло не так, и реализовать.

Любимое — это творчество. Когда понимаешь, что простая мысль, которая пришла тебе в голову, — например, придумал новую компоновку космического аппарата — оказывается реальной, и пасьянс сходится.

— Какой будет космическая отрасль в ближайшие 10 лет?

— Мы будем следовать мировому тренду — строительству многоспутниковых группировок. Но они влекут за собой образование огромного количества космического мусора. Об этом нужно задуматься уже сейчас, пусть это пока и не представляет собой проблему, а скорее, исследовательский интерес. Дело в том, что если мы продолжим познание космоса в том же духе, к 2030 году орбита будет настолько засорена, что нужно будет думать, как ее очищать, и создавать правила дорожного движения, чтобы аппараты не сталкивались между собой. В Роскосмосе активно разрабатывается такой проект — «Млечный Путь» — по обеспечению безопасности мусора в космическом пространстве.

— Почему вы выбрали космос?

— Сложный вопрос. Меня всегда интересовала техника. Я начинал с идеи поступить в авиационный институт. В какой-то момент мне подсказали, что в нем есть аэрокосмический факультет. Я решил: почему бы не попробовать? Тогда я слабо представлял, во что это может вылиться и что это будет за работа. Но когда познакомился поближе, захватило настолько, что до сих пор не могу с этим расстаться.

— Нужно ли нам лететь на Марс?

— Нужно. Но в какой перспективе? Здесь и сейчас — нет. Через 100 лет, когда будут кончаться ресурсы Земли, — однозначно да. Я бы и сам полетел в космос — очень интересно поисследовать экзопланеты, посмотреть что это такое. То, что находится в Солнечной системе, мы уже более-менее представляем. Поэтому хотелось бы посмотреть, что находится за ее пределами. Но в ближайшие 3-5 лет массовому космическому туризму развиться не суждено. Перспективы туризма, когда практически любой человек может полететь на МКС или ее аналог, — стоят на горизонте 30 лет.

Вдобавок пока что люди в космосе не сильно нужны. Дело в том, что с точки зрения науки мы прекрасно можем обходиться с помощью автоматических аппаратов. Люди нужны там больше из любопытства. Но и космические аппараты не очень умные. Скажем так: смартфоны мощнее. Это связано с тем, что космические аппараты делаются из специализированной техники. Привычный нам телефон намного мощнее такого устройства.

— Какой космический проект в истории поразил больше всего?

На самом деле впечатляет история про Юрия Алексеевича Гагарина. Представьте, что вас сажают в ракету, которая заполнена огромным количеством взрывоопасного вещества, и говорят: «Она полетит, ты не бойся. Мы все посчитали». Человек осмелился, доверился и полетел.

— Что вдохновляет в работе?

— Ты создаешь (особенно, когда речь идет про межпланетные вещи) аппарат, который будет летать на орбите сотни лет. Ты оставляешь след в истории. Создаешь что-то такое, о чем будут помнить и знать столетиями. Это мотивирует заниматься своим делом. Мой аппарат, возможно, поможет сделать великое открытие.

Анастасия Дегтярева