Потолкуем
Потолкуем
российская наука

Дарья Чудная, SR Space: «Сверхлегкие ракеты — это такое такси для спутников»

Человеческая мысль и интерес несутся сквозь года, времена и расстояния. Теперь космос осваивают не только Голиафы, но и маленькие обаятельные Давиды — российские частные компании

Если мы попросим вас назвать российскую космическую компанию, на ум сразу придет Роскосмос. Но госкорпорация не единственная, что покоряет внеземные высоты от имени нашей страны. Например, частная компания SR Space занимается разработкой сверхлегких ракет-носителей, созданием спутников, дронов и анализом космических данных. Совместно с проектом «Потолкуем» мы поговорили с заместителем генерального директора SR Space Дарьей Чудной о том, как развивается частная космонавтика в России.

— Где вы работаете и как пришли в космонавтику?

— Я уже 10 лет в этой сфере. Все началось в 2014 году, когда меня пригласили в Московский музей космонавтики на должность руководителя пресс-службы. Там я проработала семь лет и за это время успела познакомиться с инженерами, конструкторами и прочими сотрудниками, которые трудятся в научно-космической отрасли.

Вместе с командой мы сделали большое количество проектов, и многие из них имеют прямую связь с Международной космической станцией (МКС). Я успела познакомиться и с космонавтами первого отряда, и с космонавтами нынешнего отряда, которые прямо сейчас летают на МКС. Я написала книгу про животных в космосе, первых его покорителей, а в июне 2019 года вместе с поисково-спасательным отрядом отправилась в казахскую степь встречать наших космонавтов. Я вам честно скажу: это просто удивительное ощущение.

Спустя семь лет, в 2020 году, я полетела дальше и из музея перешла в частную российскую космическую компанию. Отныне я говорю не только про историю космонавтики, но и про настоящее и будущее этой отрасли.

— Что надо сделать, чтобы от руководителя пресс-службы дойти до такой должности?

— Сделать, наверное, нужно только одно — слушать себя, довериться во многом судьбе, делать и идти туда, где интересно. Таким вот образом, проживая каждый день в ощущении кайфа от того, чем ты занимаешься, вы придете к новым и интересным для себя рубежам.

Когда я заканчивала журфак в 2012 году, я совершенно не думала, что в какой-то момент окажусь в космонавтике. Тем не менее первое соприкосновение с космосом у меня произошло, еще когда в 10 или 11 лет мы жили во Вьетнаме. Туда прилетела первая женщина-космонавт Валентина Владимировна Терешкова. Она оставила мне автограф на открытке очень аккуратным почерком: «Дарьюшке, всех благ. В.В. Терешкова». Она хранится у меня до сих пор.

Потом — журфак и много работы в журналистике. На своем пути я встречала множество потрясающих людей и каким-то образом оказалась в пресс-службе Московского музея космонавтики.

— Что произошло, когда человечество впервые соприкоснулось с космосом?

— Случилось это холодным октябрем 1957 года, когда под руководством Сергея Павловича Королева в космос был запущен первый искусственный спутник Земли. По нынешним меркам он был очень простой: две полусферы, четыре штыревые антенны, радиопередатчик внутри и батарея для его питания. Кодовое название — ПС-1.

Задача перед спутником стояла следующая: он должен был выйти на орбиту Земли, передать первые сигналы из космоса, те самые легендарные «бип-бип», и доказать, что рукотворный объект может находиться за пределами планеты.

Спутник совершил 1440 оборотов вокруг Земли, выполнил все задачи, которые перед ним стояли, вошел в плотные слои атмосферы и через 92 дня сгорел. След, который он оставил после себя, впечатляющий не только в техническом, но и в культурном смысле, потому что само русское слово «спутник» вошло во все языки мира, а образ первого искусственного спутника Земли — шарика диаметром 58 см — не забыть и ни с чем не перепутать. Его запуск стал мощнейшим технологическим прорывом.

Легендарное «бип-бип»: как запускали первый в мире искусственный спутник Земли
Легендарное «бип-бип»: как запускали первый в мире искусственный спутник Земли

Следующей важной и значимой вехой стал полет Юрия Алексеевича Гагарина. Этот момент мы с вами, вероятнее всего, не помним, но он стал фантастическим праздником для населения всего мира, не только для жителей нашей страны, но и для жителей других стран. Когда Гагарин приехал в Москву после полета, жители столицы встречали его на улицах и балконах. Сообщение ТАСС о полете Гагарина в космос стало самой цитируемой новостью на планете, а Гагарин — человеком мира.

Время шло, и впереди нас с вами ждали другие свершения и другие события. Это, конечно, и полет первой женщины-космонавта в космос, Валентины Терешковой, и выход в космос первого человека, Алексея Леонова, и запуск первой орбитальной станции, и уже через много лет легендарное спасение орбитальной станции «Салют-7» нашими космонавтами Владимиром Джанибековым и Виктором Савиных.

— Как вы оцениваете значимость запуска «Спутника-1» в 1957 году и какая цель тогда преследовалась?

— Представьте, что вы живете в 1957 году. Вы обычный человек, который слышит, что когда-нибудь люди начнут штурмовать космическое пространство, но непонятно, когда именно. У вас на кухне стоит радиоприемник, и вы даже неплохо разбираетесь в радиоволнах. В какой-то момент вы понимаете или узнаете от друга, что можно настроиться на определенную частоту и услышать первые сигналы из космоса — те самые легендарные звуки «бип-бип-бип-бип». У любого человека, который узнавал об этом, происходил качественный сдвиг в сознании и восприятии мира.

Стало понятно, что человечество очень быстро продвинулось на очень большое расстояние и что как прежде уже не будет. Началась новая эпоха. Это космическая эра, в которой мы сейчас с вами живем.

— А кто сейчас летает в космос, кто находится на МКС?

— Мы знаем, что в космос запускают спутники, но, наверное, не каждый из вас может сказать, зачем их туда отправляют.

В 1975 году произошла легендарная стыковка советского «Союза» и американского «Аполлона». Заговорили о том, что нужно запускать в космос не только свои орбитальные станции. Заговорили про МКС. Но с течением времени интерес к космосу немного снижался. Уже не каждый школьник, если его спрашивали «Кем вы хотите быть?», отвечал «Космонавтом!», как это было в 1960-е годы.

Прошло еще несколько десятков лет, и появился он — человек, который снова вернул нам интерес к космонавтике, кто помог нам сопереживать, следить за тем, что происходит в космической отрасли. Конечно же, я говорю про Илона Маска. В 2008 году в космос была запущена первая ракета Falcon 1 компании Space X — ракета с жидкостными двигателями, которая вывела полезную нагрузку на орбиту. С этого момента, с 2008 года, космос стали завоевывать не только Голиафы, но и обаятельные Давиды, а Space X стала первой частной космической компанией.

— Как вы думаете, развитие космоса идет быстро или медленно?

— В 1957 году на орбите был всего один-единственный спутник. Если мы представим ползунок, который идет с 1957 года по сегодняшний день, мы увидим, что количество спутников выросло от одного до 8 тыс. Другими словами, сейчас на околоземной орбите по разным данным находится около 8 тыс. спутников. Это говорит о том, что за этой сферой — будущее.

Когда люди стали осваивать космос, конечно же, они сразу захотели лететь на дальние планеты, искать там жизнь и воду. Человеческая мысль и интерес несутся сквозь года, времена и расстояния, но когда мы начинаем иметь дело с прикладной наукой, то понимаем, что все не так уж и быстро. Хотя, на мой взгляд, за столь небольшое количество времени нарастить такую огромную спутниковую группировку на орбите — это очень быстрый темп.

— Почему 2021 год — важная веха в космической эпохе?

— В 2021 году стало понятно, что назревает новая космическая гонка. Что случилось? Два космических предпринимателя — Джефф Безос и его компания Blue Origin и Ричард Брэнсон и его компания Virgin Galactic — собирались отправить в космос свои первые ракеты. Им это удалось.

Время шло, появлялись новые идеи, новые люди и новые технологии. Если многое не переизобреталось, то точно пересматривалось. Появились многоразовость у Маска и отделяемая капсула с туристами от ракетоносителя у Джеффа Безоса. Мы пришли к новой гонке концепций и идей.

Частная космонавтика активно развивается и в Индии, и в Китае. А что с ней происходит в России? Есть ли у нас такие компании? Чем они занимаются? Много ли их? Как раз в такой я и работаю — в частной российской космической компании SR Space.

— Ваш бизнес — конкурент Маску?

— Нет, мы ни с кем не конкурируем. Мы — частная российская космическая компания, и наша задача — сделать успешный кейс в России и показать на своем примере, что частная космонавтика может существовать и у нас в стране. Понятно, что мы радуемся успехам зарубежных коллег, следим за тем, что у них происходит, но нам очень хочется, чтобы постепенно и в частной космической отрасли в России тоже начали появляться такие компании за которыми было бы интересно следить и за которые мы бы с вами тоже переживали.

— Космический туризм входит в ваши планы?

— Нет. Мы не занимаемся отправкой и не планируем, по крайней мере, в ближайшее время, отправлять космонавтов. Есть два понятия: пилотируемая космонавтика и непилотируемая. Когда мы говорим про первую, то имеем в виду запуск космонавтов на орбиту. Но есть еще другой сегмент космонавтики, не менее важный, — это запуск космических аппаратов на орбиту. Мы занимаемся именно вторым направлением.

— Чем именно занимается SR Space?

— 75% всех бюджетов космической индустрии в мире принадлежит частным компаниям. Спрос на запуски спутников на орбиту растет. Стоимость одного запуска снижается. В какой-то момент все космические стартапы стали называть понятием New Space — новый космос. Частные космические компании во многом живут за счет частных заказов на вывод коммерческих спутников.

Но без государственных заказов от оборонной промышленности и научных стратегических проектов ни одна подобная компания в мире не выживет. Еще один важный момент — когда мы говорим про частные космические компании, мы не противопоставляем их государственным. Напротив, частная космонавтика во многом помогает оставаться государственной более быстрой и эффективной.

Итак, про нас. Что же делаем мы? У нас есть три больших направления. Первое — это сверхлегкие ракеты и легкие ракетоносители. Зачем вообще нужны сверхлегкие ракеты? Они выводят на орбиту не космонавтов, а полезную нагрузку — спутники. Сверхлегкие ракеты — это такое такси для спутников. Второе — спутники и спутниковые группировки. И третье — анализ космических данных. Наш слоган и миссия звучат следующим образом: «Космос для Земли». Это значит, что мы не пытаемся улететь на Марс или другие планеты, потому что знаем, что здесь, на Земле, остается еще очень много нерешенных задач. Их помогут решить именно космические технологии.

30 июля нам исполнилось три года, и мы уже запустили два прототипа своих геофизических ракет. В этом году мы планируем запустить еще одну ракету — уже до линии Кармана — международной границы космоса. В России никто из частников до нее еще не летал. Одну из своих ракет в декабре 2021 года мы запускали с полигона, с которого стартовали первые ракеты Сергея Павловича Королева.

Что касается спутникового направления, мы работаем как полноценное конструкторское бюро. Сейчас у нас несколько кубсатов и малых космических аппаратов с оптической полезной нагрузкой, которые мы планируем запустить в космос уже в следующем году. Что касается направления по анализу космических данных, мы разрабатываем собственные сервисы и услуги на основе искусственного интеллекта и блокчейна для работы с космическими снимками.

— А где здесь бизнес?

— В данных. Космические снимки нужны практически в каждой отрасли жизнедеятельности человека. Например, в сельском хозяйстве и агропромышленности. Если мы хотим оценить плодородность почв или урожай, проследить за агротехникой, нам нужны космические снимки. Они же нужны в области нефтедобывающей промышленности, геологоразведки, геопространственных данных, например, для того, чтобы следить за тем, что происходит в аэропортах или на вокзалах. А также в более узких сферах, таких как мониторинг ледовой обстановки на Северном морском пути.

Если говорить про те продукты, которые разрабатывает наша компания, то они, например, позволяют увидеть из космоса незаконные постройки или незаконные свалки, или незаконную вырубку лесов, или даже разлив нефти в акватории какого-нибудь океана. Таким образом, вы обращаетесь к космической компании, которая занимается этими данными и предоставляет такие снимки. С помощью специальных программ и сервисов мы можем ответить на очень многие вопросы.

Каждый из нас, сам об этом не догадываясь, взаимодействует с космосом и космическими данными каждый день. Кто хотя бы раз не пользовался у себя в телефоне навигатором, доставкой, смотрел прогноз погоды или заказывал такси? Вы точно взаимодействовали с теми спутниками, которые сейчас находятся на орбите. Таким образом, космонавтика помогает в быту каждому из нас.

— Что, если бы стыковки Союза и «Аполлона» или создания МКС не произошло?

— Мне сложно представить, что в такой сложной технологической сфере, как космонавтика, различные государства не пришли бы в какой-то момент к кооперации. Потому что никакие большие проекты нельзя сделать в одиночку — один в поле не воин.

МКС функционирует до сих пор. Она находится на орбите Земли и именно благодаря ее существованию очень сильно снижаются экономические издержки, решается огромное количество научных и прочих ключевых задач, которые стоят перед станцией. Поэтому лично я считаю, что мы не могли просто взять и пропустить этап кооперации в космонавтике.

— Насколько ожидаемой или неожидаемой — неожиданной — была неудача «Луны-25»?

— Не могу сказать, что это неудача. Это был первый пуск за 47 лет. Очень многому еще нужно научиться и многое вспомнить. Нужно было отработать огромное количество технологических, организационных и прочих процессов. Это нормально, если ракету пускают и она взрывается. Потом пускают еще одну — происходит что-то еще. Пускают в третий раз — и все хорошо: она улетает туда, куда нужно, выполняет те задачи, которые перед ней стоят.

Я заметила, что, если зарубежные коллеги что-то запускают и у них не получается, это воспринимается как шаг на пути к успеху. Но почему-то когда в нашей стране что-то идет не совсем по плану, это обязательно трагедия, из которой мы раздуваем переполох. Но так быть не должно. Это лишь попытка. Победитель не тот, кто пришел и сразу достиг успеха. А тот, кто не сдался, тот, кто упал, встал и пошел дальше. Неважно, сколько раз надо будет упасть, главное, чтобы человек дошел до назначенной цели.

«Луна-25» потерпела крушение. Почему это сигнал к будущим успехам в космической гонке?
«Луна-25» потерпела крушение. Почему это сигнал к будущим успехам в космической гонке?

— Какая самая невероятная история была, которую вы слышали?

— Один из космонавтов рассказал мне интересную историю. Внутри нашей государственной орбитальной станции, в базовом блоке, находились космонавты, которые уже некоторое время летали по орбите Земли. В какой-то момент наступил вечер, тишина. Они услышали, что кто-то начал стучать с «улицы». Их первая реакция — кто-то стучит в дверь, значит, надо пойти открыть. Они напряглись. Но вновь тишина, и ничего больше не происходит. Опять кто-то стучит. В общем, какое-то время они находились в состоянии некоторого замешательства. Потом уже, когда время прошло, стало понятно, что на обшивке аппарата просто открутилась или отклеилась какая-то деталь. Она начала биться с обратной стороны станции об эту самую обшивку.

— Существует теория заговора, что американцы на Луне не были. Во что верите вы? Были или не были?

— Конечно, были. За семь лет работы в музее, мне кажется, я повстречала тысячи людей, которые приходили в закрытый музей, бились в двери и хотели донести сотрудникам три вещи: 1) Земля плоская; 2) никакого космоса не существует и все это — выдумки и съемки в павильонах; 3) американцы не были на Луне.

Подобное я слышала очень часто и отношусь к этому с иронией. Здорово, что у людей такое хорошее воображение и они могут позволить себе отходить от реальности. Но я лично общалась с людьми, которые занимались советской лунной программой. На орбите Луны были наши спутники. И на поверхности были. Все эти аппараты подтвердили, что американцы действительно ходили по Луне.

— Какие у SR Space планы?

— Уже в этом году мы хотим запустить нашу геофизическую ракету к линии Кармана, тот есть вылететь за 100 км. Дальше хотим запускать свои сверхлегкие ракеты на орбиту. Они будут доставлять туда космические спутники, а эти спутники — передавать на Землю данные. Мы хотим стать первой частной космической компанией замкнутого цикла: от своих ракет к своим космическим данным со своих космических аппаратов.

Сейчас нас 86 человек, и это удивительные, заряженные на космос специалисты, у которых горят глаза и которые верят в то, чем занимаются. Они верят в космонавтику. Наша компания станет успешным лидером по количеству запусков сверхлегких ракет в России. Если станем одним из главных операторов космической связи и космических данных в мире, это будет полнейший успех.

Космос не перестает быть интересным. Напротив, он зажигает и вдохновляет. Это удивительная тема, за которой очень интересно наблюдать. Более миллиона человек сейчас работает в этой сфере. Это происходит еще и потому, что многие места дают именно частные космические компании. Поэтому оглянитесь вокруг, почитайте про частную космонавтику в мире, почитайте про частную космонавтику в России, и, возможно, через какое-то время, вашим новым местом работы станет такая частная компания.

«Космос решил за меня»: интервью с заместителем директора SR Space Дарьей Чудной о жизни и космосе
«Космос решил за меня»: интервью с заместителем директора SR Space Дарьей Чудной о жизни и космосе
Анастасия Дегтярева