Параллельный импорт авто — всё? Что происходит с рынком машин в России
В России планомерно снижается спрос на автомобили из параллельного импорта, которые за последние полтора года составляли ощутимую часть рынка. Дилеры же, в свою очередь, переключаются на продажи китайских автомобилей. Разбираемся, что ждет российский авторынок и останутся ли в продаже европейские машины.
Как сейчас можно легально ввезти автомобиль в Россию?
Вариантов прохождения таможни раньше было два, но с 2022 года появился третий. Физические лица могут оформить на границе Свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС) — это самый бюджетный и простой способ. Эта бумага оформляется на каждый ввозимый в страну автомобиль.
Второй способ — получение на автомобиль Одобрения типа транспортного средства (ОТТС). Этот вариант больше подходит для юридических лиц, которые ввозят автомобили крупными партиями. Он гораздо сложнее и дороже, для получения ОТТС требуется прохождение краш-тестов и получение сертификатов.
Но у такого вида растаможивания есть плюсы: сертификат действует не на один конкретный автомобиль, а на модель в целом. Поэтому дилеры могут ввозить сразу крупные партии.
Третий способ появился в России в 2022 году специально для параллельного импорта. По такой схеме юридические лица могли получить Заключение о безопасности единичного транспортного средства (ЗОЕТС). Такой сертификат можно оформить проще и дешевле, чем ОТТС, а еще для его получения не требуется согласие правообладателя.
Почему снижается спрос на «параллельные» машины?
Во-первых, начала действовать повышенная ставка утильсбора. Ее проиндексировали на все категории ввозимого транспорта: от легковушек до автобусов. Инициатива, кстати, принадлежала отечественному АвтоВАЗу, который сам получает от государства субсидии на уплату утильсбора.
Также власти ввели дополнительные ограничения на ввоз автомобилей физическими лицами: теперь человек может ввезти не больше одного автомобиля и продать его раньше, чем через год. Таким образом в России решили бороться с перекупщиками, которые штучно ввозили в страну автомобили по льготным ставкам и потом перепродавали.
Большинство таких машин оформлялось на частных лиц, поскольку возврат НДС для юрлиц невозможен. А это, разумеется, влияет на цену. Фирменной гарантии не было вообще, а дилеры давали собственную — с множеством ограничений, где главным было такое: все гарантийные вопросы решает конкретный дилерский центр, где был куплен автомобиль.
一 Алексей Кованов, автомобильный обозревательСпособ растаможивания через получение ЗОЕТС тоже решили ограничить, уже с 1 октября в силу вступили новые требования. Так, теперь сертификат можно получить только на автомобили тех автопроизводителей, которые ушли из России.
Какие еще есть проблемы с «серыми» автомобилями?
Помимо роста цен, с которым столкнулись продавцы, появилась новая проблема — производители европейских автомобилей начали блокировать ввезенные по параллельному импорту машины. На заводе-изготовителе каждый автомобиль оснащают системами безопасности, которые могут обмениваться с сервером, установленном на заводе.
Пока проблема коснулась автомобили BMW, Mercedes-Benz и Renault, но гарантий, что остальные марки не последуют их примеру, нет никаких.
В основном с проблемой сталкиваются водители, которые обслуживают автомобили в неофициальных сервисах. Из-за того, что к машинам подключаются не сертифицированным оборудованием, бортовой компьютер думает, что машину угнали и блокирует все функции — грубо говоря, автомобиль «превращается в тыкву».
Что сейчас происходит с рынком параллельных машин?
Некоторые дилеры уже отказываются ввозить «серые» иномарки, по-крайней мере, без клиента, который готов заранее внести предоплату за машину. Два крупных дилерских холдинга, «Автодом» и «АвтоСпецЦентр», уже объявили, что перестанут привозить иномарки по параллельному импорту и сфокусируются на китайских автомобилях.
Руководитель пресс-службы аналитического агентства «Автостат» Азат Тимерханов пояснил, что параллельный импорт вводили как временную меру для поддержания автомобильной отрасли в кризис. Сейчас же, по его словам, отечественный рынок восстановился и необходимости в массовом ввозе «серых» автомобилей уже нет.