СВО

Неоправданные инвестиции: итоги контрнаступления Украины

Военная операция ВСУ зашла в тупик, а вслед за этим посыпалась и политическая поддержка Украины
Александр Полегенько/ТАСС
Александр Полегенько/ТАСС

В зоне СВО подходит к концу летне-осенняя кампания. Одновременно заканчивается и ее главное событие — контрнаступление ВСУ. Еще весной Киев всеми силами завышал ожидания от военной операции. Украинские политики прочили ей головокружительный успех и даже строили планы по отдыху в Крыму. Но все пошло совсем не по плану. Чего ВСУ добились за почти полгода боевых действий и к каким итогам привел «контрнаступ» — разбираемся.

Итог №1: ВСУ не достигли своих целей

Предполагалось, что ВСУ выйдут к Азовскому морю, перережут сухопутные коммуникации между основной частью России с Крымом и рассекут группировку ВС РФ на две части.

Можно констатировать, что украинская армия не справилась с этой задачей. ВСУ лишь незначительно продвинулись в предполье в Запорожской области и оттеснили российские войска на южном фланге под Бахмутом. Украинцы все еще пытаются наступать в районе Работино — там они вклинились в российские позиции и дошли до первой линии обороны (из трех).

Военные аналитики уже много раз разбирали причины провала: сыграло улучшение координации между подразделениями ВС РФ, грамотно спроектированная линия обороны и общая неподготовленность ВСУ к масштабным операциям. Как бы то ни было, спустя почти полгода Киев больше не ведет речь о захвате стратегически важных Токмака, Мелитополя и Бердянска.

Неясно, смогут ли ВСУ удержать даже небольшие приобретения. После того, как ВС РФ начали операцию по охвату Авдеевки, Украине пришлось снять часть подразделений с запорожского и бахмутского направлений. В результате российская армия начала возвращать утраченные позиции.

По оценке российских властей, с 4 июня Украина потеряла свыше 90 тыс. человек, 557 танков и почти 2 тыс. разных бронемашин. Если цифры близки к реальности, то ВСУ вряд ли смогут оправиться от такого удара в ближайшей перспективе.

Главком ВСУ заявил, что конфликт на Украине зашел в тупик. Ждать ли переговоров?
Главком ВСУ заявил, что конфликт на Украине зашел в тупик. Ждать ли переговоров?

Итог №2: консенсус на Западе дал трещину

Тупик в наступлении ВСУ подорвал позиции западных политиков, которые делали ставку на разгром России и поддерживали неограниченную помощь Украине.

В Европе это привело к всплеску популярности ультраправых сил, выступающих за мирные переговоры и отказ от военной помощи Киеву. В сентябре ряды «союзников» Москвы пополнила Словакия. После ноябрьских выборов та же судьба ожидает Нидерланды. А в следующем году к ним, возможно, присоединится Австрия.

США погрязли в межпартийной борьбе. Чем ближе выборы, тем яростнее республиканцы критикуют Джо Байдена за провальный украинский курс. Консерваторы требуют показать им четкий план победы и провести полный аудит помощи Украине. В противном случае они грозятся полностью заморозить выделение новых денег для Киева.

Украина реагировала на перемену конъюнктуры очень медленно. Вплоть до сентября Зеленский продолжал «морально шантажировать» западные правительства, пытаясь выбить из них больше помощи. Раньше стратегия работала, но в этот раз ее результатом стали череда скандалов (с Польшей, Канадой и НАТО) и рассуждения о неблагодарности Киева. Они пошатнули репутацию Зеленского.

Промедления с согласованиями бюджетов уже влияют на военную помощь Украине. 21 ноября телеканал ABC News со ссылкой на украинских чиновников сообщил, что в октябре-ноябре поставки боеприпасов сократились на 30%. Если ситуация не переломится, то ситуация может стать еще хуже.

«Чуда не случилось»: Запад вновь склоняет Украину к переговорам на фоне провалов на фронте
«Чуда не случилось»: Запад вновь склоняет Украину к переговорам на фоне провалов на фронте

Итог №3: на Украине началось брожение

Последние статьи в западных СМИ рисуют мрачную картину настроений в украинских элитах: окружение Зеленского сомневается в победе Украины, военные открыто саботируют его приказы и лишь президент до сих пор верит в «границы 1991 года».

Публикации журналистов о слабом положении Зеленского косвенно подтверждаются тем, что украинский политический ландшафт пришел в движение.

Против Зеленского открыто выступил его бывший советник Алексей Арестович (внесен в реестр террористов и экстремистов Росфинмониторинга). Следом в публичный клинч с президентом вошел главком ВСУ Валерий Залужный.

Спор Зеленского и Залужного привел к неожиданным перестановкам в военном командовании ВСУ и таинственной смерти помощника главкома ВСУ. Дело дошло до того, что Зеленский, до этого отрицавший конфликт с командованием ВСУ, публично потребовал от военных не вмешиваться в политику.

Вероятно, это еще не конец истории: близкие к президенту Украины политики упрекают Залужного в отсутствии планов на 2024 год и настойчиво требуют отправить его в отставку.

Арестович против Зеленского: на Украине начинается борьба за власть?
Арестович против Зеленского: на Украине начинается борьба за власть?

Итог №4: ход перешел к России

После окончательного провала наступления Украины у российской армии появился шанс вернуть себе инициативу на фронте. Признаки этого уже есть: ВС РФ штурмуют фланги Авдеевки, ведут позиционное наступление в районе Купянска и в последнее время начали продвигаться на флангах Бахмута.

Российские власти высказываются о передвижениях армии осторожно. Президент РФ Владимир Путин охарактеризовал их как «активную оборону» и «улучшение позиций» — вероятно, перед зимним сезоном. Об этом же говорит министр обороны Сергей Шойгу.

Действия ВС РФ действительно пока не похожи на полноценное наступление. Скорее они пытаются измотать ослабленные силы Украины, вынуждая их перебрасывать уцелевшие резервы между направлениями и пытаясь затянуть в очередное сражение на истощение по принципу Бахмута.

То же самое российская армия делала прошлой зимой: благодаря этой стратегии контрнаступление ВСУ задержалось до июня, а ВС РФ успели подготовиться к обороне на Запорожье.

В этот раз от успеха зимней кампании будет зависеть не менее важная дилемма: смогут ли ВС РФ истощить ВСУ достаточно, чтобы начать собственное стратегическое наступление, или ситуация на фронте продолжит двигаться в сторону заморозки? Ответ на этот вопрос мы, скорее всего, узнаем после зимы.

Жизнь после «контрнаступа»: стоит ли ждать ответного наступления ВС РФ на Украине?
Жизнь после «контрнаступа»: стоит ли ждать ответного наступления ВС РФ на Украине?
Виталий Рюмшин