Britta Pedersen/DPA/ТАСС
Britta Pedersen/DPA/ТАСС
власть

Эффективный и неоднозначный: умер Генри Киссинджер

Киссинджер оказал огромное влияние на политику США и России. Вокруг его фигуры по-прежнему не утихают споры

30 ноября умер бывший госсекретарь США Генри Киссинджер. 100-летний патриарх американской политики умер в своем доме в Коннектикуте. Вспоминаем, чем известен Киссинджер, почему его считают самым эффективным госсекретарем США в XX веке и какое влияние он оказал на российскую политику.

Эмиграция и война

Генри Киссинджер родился в 1923 году в Германии. Он — выходец из семьи консервативных евреев. При рождении политик получил имя Хайнц Альфред Киссингер. В 1938 году его семья переехала в США, спасаясь от преследования нацистов, — в Америке он сменил имя на Генри Киссинджер.

Правда, вскоре Киссинджеру пришлось вернуться в Германию. В 1943 году его призвали в армию и отправили воевать в Европу в составе 84-й пехотной дивизии.

Знавшие Киссинджера и до этого отмечали его незаурядные интеллектуальные способности. Но на войне он показал их в полную силу. Несмотря на то, что Киссинджер был всего лишь рядовым, ему поручили провести денацификацию 170-тысячного города Крефельд. Молодой человек сформировал гражданскую администрацию и справился с задачей всего за восемь дней. За это его перевели в контрразведку и поставили задачу: выслеживать бывших офицеров Гестапо в Ганновере. Ее он тоже выполнил.

Война не прошла для Киссинджера бесследно. В 1945 году он и его боевые товарищи освободили концлагерь Ганновер-Алем — увиденное там он запомнил навсегда и впоследствии говорил, что это было «самое ужасающее зрелище в его жизни».

Биографы Киссинджера писали, что ужасы Второй мировой вкупе с преследованиями, которым подвергалась его семья, сформировали циничное политическое мировоззрение Киссинджера.

Сам политик отзывался об этом двойственно. В одних интервью он говорил, что Германия его юности — не то место, которое может вдохновлять человека. В других Киссинджер признавал: «Если мое происхождение и может внести какой-то вклад в формулирование [американской] политики, то этот вклад базируется на том, что в раннем возрасте я видел, что может произойти с обществом, в основе которого лежат ненависть, сила и недоверие».

«Самый важный теоретик»

После войны Киссинджер вернулся в США и поступил в Гарвардский университет на факультет политологии. Там он тоже показал себя незаурядным студентом — в 1950-м он написал 400-страничную дипломную работу, что заставило руководство заведения ввести жесткие ограничения на объемы студенческих исследований.

Научные изыскания Киссинджера сделали его видным человеком в академических кругах. Официальный биограф политика Нил Фергюсон писал, что в 1969 году, когда президент Ричард Никсон взял Киссинджера на должность советника по нацбезопасности, он уже был «одним из самых важных теоретиков по внешней политике, которых когда-либо создали Соединенные Штаты».

Киссинджер попал к Никсону через знакомство с миллиардером Нельсоном Рокфеллером — ученый работал в его фонде в 1956-1958 гг., а также принимал участие в его президентских кампаниях в 1960, 1964 и 1968 гг.

У Никсона и Киссинджера установились очень близкие отношения — что удивительно, ведь еще в 1968-м ученый называл его «самым опасным человеком для президентского кресла». Дружба с президентом дала Киссинджеру почти полную свободу действий: он провел несколько структурных реформ, фактически отстранил Госдеп от процесса принятия решений и сконцентрировал всю внешнюю политику в своих руках, став одним из самых влиятельных людей в администрации Никсона.

Гений или преступник?

Киссинджер рулил американской дипломатией восемь лет — сначала как советник по нацбезопасности (1969-1975 гг.), а затем совмещая эту должность с постом госсекретаря (1973-1977 гг).

Подход Киссинджера лучше всего описывает немецкий термин Realpolitik (реальная политика) — политика, основанная на рациональных интересах государства и очищенная от идеологии и моральных установок.

Киссинджер довел Realpolitik до совершенства — это помогло ему мастерски выстраивать самые сложные геополитические комбинации. Его излюбленным методом была «челночная дипломатия» — Киссинджер брал на себя роль посредника и решал спорную ситуацию, договариваясь по отдельности с каждой из сторон.

Пожалуй, самая известная комбинация Киссинджера — это восстановление отношений с КНР, которое окончательно разбило советско-китайский союз и во многом предрешило исход холодной войны. Кроме того, Киссинджер добился заключения с СССР договора об ограничении ядерных арсеналов (ОСВ-I, 1972 г.), помирил арабов и израильтян после войны Судного дня (1973 г.), а также заключил Парижское мирное соглашение (1973 г.), которое позволило США относительно безболезненно вывести войска из Вьетнама.

За это Киссинджер и глава северовьетнамской делегации Ле Дык Тхо удостоились Нобелевской премии мира. Правда, ни один из них не принял ее: Ле Дык Тхо сразу отказался от награды, а Киссинджер не пришел на церемонию и перенаправил денежный приз на благотворительность (позже он вернул его организаторам).

У киссинджерианского Realpolitik была и оборотная сторона: где того требовала ситуация, он отбрасывал все нормы морали и действовал невероятно жестоко. На его счету: массовые ковровые бомбардировки Камбоджи, унесшие жизни по меньшей мере 100 тыс. человек; госпереворот в Чили, из которого родилась диктатура Аугусто Пиночета; поддержка военной хунты в Аргентине и другие неоднозначные решения.

Из-за подобных «перегибов» за Киссинджером закрепилась репутация спорного государственного деятеля. Когда речь касается его, американцы до сих пор делятся на два лагеря: тех, кто считает Киссинджера самым эффективным госсекретарем США и гениальным геополитиком, и тех, кто убежден, что он — военный преступник, которого давно заждались в аду.

«Все приличные люди начинали в разведке»

Официально Киссинджер отошел от дел в 1977 году: он покинул пост госсекретаря вместе с уходом администрации президента Джеральда Форда, который заменил Никсона после Уотергейтского скандала.

Тем не менее экс-дипломат остался заметной величиной в политике. Он продолжал высказываться по международным делам и часто консультировал президентов США в частном порядке.

В 1990-е Киссинджер посетил Россию, где впервые встретился с Владимиром Путиным. «Это было в Петербурге, где-то в начале 90-х годов, я встречал его в аэропорту, он меня начал спрашивать, где я работал. Я начал перечислять… он меня стал спрашивать — а до этого, а до этого? В конце концов он меня достал, я говорю: я в разведке работал, в советской. Он на меня посмотрел: все приличные люди начинали в разведке, и я тоже», — вспоминал их первый разговор президент РФ.

Эта встреча оказалась во многом судьбоносной. В 2000-е гг. Киссинджер стал регулярно консультировать Кремль, и между ним и Путиным установились тесные дружеские отношения. Только лично они провели больше 20 встреч — в последний раз в 2017 году. Экс-госсекретарь до конца жизни комплиментарно высказывался о российском лидере.

«Он — герой из романов Достоевского. Этот человек ощущает сильную связь — внутреннюю связь — с российской историей, как он ее понимает. Ему свойственен холодный расчет [в том, что касается] российских национальных интересов, как он их себе представляет и которые, как он, вероятно, справедливо считает, имеют некоторые очень характерные особенности», — охарактеризовал Киссинджер Путина в 2016 году. Сравнение с героем Достоевского он повторил незадолго до своей смерти, в мае 2023-го.

В свою очередь, президент РФ называл Киссинджера блестящим дипломатом. После известий о кончине экс-госсекретаря он выразил соболезнования его семье и пообещал сохранить о нем светлую память.

Дружба Киссинджера и Путина, безусловно, не прошла бесследно: отголоски киссинджерианства четко просматриваются в нынешнем подходе России к международным отношениям.

Тем не менее патриарх американской политики никогда не «работал на Москву» — в чем его любили обвинять на Западе. Скорее он считал, что в современных реалиях США и России выгоднее быть друзьями, чем соперниками. Именно из этих соображений Киссинджер исходил каждый раз, когда предлагал Европе и Америке рациональное решение украинского конфликта — и даже в 100 лет был готов сам поучаствовать в переговорах.

За эти предложения западная публика высокомерно поднимала Киссинджера на смех. Но, говоря объективно, современному миру не помешало бы его стратегическое видение. И немного Realpolitik.

«Реальный» гений: как Генри Киссинджер стал главным сторонником примирения России и Запада
«Реальный» гений: как Генри Киссинджер стал главным сторонником примирения России и Запада
Виталий Рюмшин