жизнь

Главный ритуал: откуда пошла традиция дарить подарки на Новый год

Со времен Римской империи и до наших дней дарение — это традиция проявления уважения к другим, которая, вероятно, будет существовать еще долгое время
Sandra Seitamaa/Unsplash
Sandra Seitamaa/Unsplash

Уже купили подарки к Новому году? Если нет, то поспешите, поскольку без них праздник — не праздник. Но как одаривание стало важнейшим элементом любого торжества и человеческого бытия в целом? Рассказываем, как ученые объясняют сложившуюся традицию.

Что говорит о подарках наука

В католицизме, буддизме и исламе дарение служит способом выражения моральных ценностей и чувств, таких как доброта, любовь и благодарность. Философы от Сенеки до Фридриха Ницше считали этот жест лучшим проявлением бескорыстия. Зная все это, неудивительно, что подарки занимают центральное место в зимних праздниках. Однако традиция одаривания имеет куда более глубокий смысл.

Из всех объяснений того, почему люди дарят подарки, наиболее убедительным признается гипотеза французского антрополога Марселя Мосса, предложенная им в 1925 году. Его научный интерес привлекали общества, имевшие традиции преподнесения подарков в исключительно экстравагантных формах. Например, на северо-западном побережье Канады и США коренные народы и по сей день проводят церемонии потлач. На этих многодневных пирах хозяева раздают огромное количество имущества.

В эссе под названием «Очерк о даре», опубликованном почти 100 лет назад, Мосс рассматривает потлачи как крайнюю форму дарения. Тем не менее он считает, что такое поведение вполне свойственно для каждого человеческого общества: мы дарим вещи даже тогда, когда их хранение для себя, казалось бы, имеет гораздо больший экономический и эволюционный смысл.

Мосс заметил, что дарение как социальная практика основано на трех принципах: обязанности дарить, обязанности принимать и обязанности возвращать. Первый акт проявляет добродетели дарителя — щедрость, доброту и честь. Акт получения подарка, в свою очередь, демонстрирует готовность человека к оказанию ему чести, что служит для получателя средством демонстрации собственной щедрости: он готов принять то, что ему предложили. Третий же компонент выражает взаимность чувств дарителя и одаряемого: по сути, от человека, получившего подарок, теперь ожидается ответный презент. При этом, как только первоначальный даритель получит что-то обратно, он также будет должен оказать встречный знак внимания. Так обмен подарками превращается в бесконечный цикл дарения и принятия.

Именно элемент взаимности делает подарки уникальными. В отличие от покупки в магазине, где процесс обмена заканчивается в момент передачи денег за товар, дарение создает и поддерживает отношения. Дарение — это выражение справедливости, потому что каждый подарок, как правило, имеет равную или даже большую ценность, чем тот, что был подарен в прошлый раз.

Таким образом подарки скрепляют нас. Они поддерживают связь между людьми в бесконечном цикле взаимных обязательств.

Какие подарки считаются лучшими

Современная практика дарения вызывает как благоговение, так и недоумение. С одной стороны, даря что-то, вы следуете древней традиции, которая делает нас людьми и помогает развивать и поддерживать отношения. С другой — кажется, что многие используют праздничный сезон только в качестве предлога для того, чтобы просто потреблять все больше и больше.

Идеи Мосса не поощряют безудержное потребительство. Напротив, его объяснение феномена дарения говорит о том, что наиболее ценными считаются тщательно подобранные и наделенные смыслом презенты. У по-настоящему продуманного подарка гораздо меньше шансов оказаться на свалке. А винтажные, переработанные, сделанные вручную вещи или индивидуальный опыт, например, мастер-класс по готовке или прогулка на воздушном шаре, могут оказаться даже более ценными, чем дорогая, но бесполезная пластиковая вещь, доставленная с другого конца света.

Откуда взялась традиция дарить рождественские и новогодние подарки

Традиция уходит корнями в праздники Древнего Рима — в частности, в сатурналии, на которых римляне благодарили бога земледелия Сатурна за его щедрость. Торжества, проходившие с 17 по 23 декабря, отмечались жертвоприношением и публичным пиром. За ним следовали частные раздачи подарков и непрерывные вечеринки, на которых отбрасывались социальные различия.

День обмена подарками приходился на 19 декабря. Поскольку ценные дары противоречили духу сезона (природа чахла и умирала), римляне обменивались скромными предметами — свечами, праздничными статуэтками и подарками, которые должны были позабавить или напугать других гостей. Согласно этикету, чем скромнее был подарок, тем крепче узы дружбы, которые он символизировал.

Сатурналии широко отмечались на всей территории Римской империи. Поскольку этот праздник был очень любим благодаря своей беззаботной атмосфере, подаркам и пышным развлечениям, люди не хотели отказываться от его традиций даже после обращения Рима в христианство императором Константином. Принятие новой веры стало началом конца языческих праздников, но первые религиозные лидеры не могли просто запретить популярные сатурналии, так как это вызвало бы негативную реакцию народа. Существует теория, что клирики сохранили многие их черты в каноне празднования Рождества, которое заняло место сатурналий, но было приурочено к христианскому событию — рождению Иисуса. Обмен подарками стал одной из традиций, перекочевавших в новый период империи.

Таким образом, старый языческий обычай дарить друг другу подарки был рационально и органично укоренен в христианстве благодаря сильным ассоциациям с дарами волхвов Иисусу, а также, вероятно, под влиянием истории Николая Мирликийского — святого IV века, который прославился своей любовью к подаркам. Позднее его начали почитать как Святого Николая, который много лет спустя стал одним из прообразов Деда Мороза и Санта Клауса.

Анастасия Дегтярева