музыка

«Нью-джазик», Анна Асти и новый пацанский рэп: главные музыкальные тренды 2023 года

Российская музыка стала заметно агрессивнее и брутальнее. Однако появились и исполнители, сумевшие выдержать баланс
Вячеслав Прокофьев/ТАСС
Вячеслав Прокофьев/ТАСС

Несмотря на то, что западные артисты уже давно покинули российские стриминговые площадки, наша музыкальная индустрия продолжает жить в автономном режиме и радовать слушателей неординарными, громкими, а иногда и вполне кринжовыми релизами и инфоповодами. 2023 год — не исключение: царицей поп-сцены стала Анна Асти, в чарты ворвались некогда нишевые мемные рэперы, а в ноябре внезапный ренессанс случился у Кати Лель. Сегодня мы решили подвести итоги и рассказать об этих и других трендах.

Анна Асти и «пацанская музыка для девчонок»

В 2022 году бывшая участница коллектива Artik & Asti Анна Асти расправила крылья как сольная исполнительница, выпустив свой дебютный релиз «Феникс». Треки «Повело» и «По барам» украдкой захватили радиостанции и плейлисты рефлексирующих девушек самых разных возрастов. Но вряд ли кто-то мог предположить, что лонгплей «Царица» (2023) не просто закрепит ее успех, но и вознесет певицу до аналогичного названию альбома статуса.

Не без помощи умелого сонграйтера Димы Лорена Анна Асти стала главной российской поп-звездой декады. Их совместные работы, наполненные разного рода «красными флагами» для поклонников инди-музыки, прекрасно иллюстрируют общественный запрос. Последние годы у неискушенных слушателей мужского пола для «погрустить» была целая плеяда драматичных, но однообразных кальян-рэперов. Женский аналог такой музыки — куда более искренний, однако все еще однотипный — предложила Асти.

Проповедующая идею о том, что «богатые тоже плачут» Асти сегодня дает прикурить большинству российских рэперов-предпринимателей. На ее лейбле Fenix выпускаются Элджей, Лолита, Shortparis, RSAC и многие другие артисты, которые ранее были подписаны на Universal. Царица, не иначе.

Macan, «52-е» и просто пацанская музыка

Без преувеличения можно сказать, что за последние 10 лет российская рэп-игра пережила настоящую перестройку. На смену подъездному хип-хопу пришли интеллектуальные Oxxxymiron (признан иностранным агентом) и Хаски, мультижанровый Скриптонит, авангардный Boulevard Depo, стильный Pharaoh и другие представители новой школы. Однако, вступив в 20-е годы, русский рэп начал давать сбой и органически возвращаться к истокам.

Ответственными за возрождение тренда на «пацанскость» стали парни из объединения «52» (Friendly Thug 52 NGG и Alblak 52), агрессивный молодой человек по имени Baby Melo и более массовые исполнители вроде Macan. Последний хоть почти и не эстетизирует криминальный образ жизни, все же подчеркивает свою маскулинность обязательными атрибутами: быстрой ездой, делами-делишками и бесконечными упоминаниями известных немецких автомобилей.

Новый рэп — стильный рэп (и очень разнообразный)

Тем не менее в индустрии появились и личности с куда более позитивным вайбом — например, жизнерадостный рэпер Toxi$, прославившийся своими танцевальными «кружочками» в Telegram. Начав с минималистичного трэпа, Андрей удачно переосмыслил свое творчество, вдохновился американцем Yeat и стал адептом так называемого «нью-джазика». Вкупе с прогрессивным звучанием, заедающими хуками и забавным высоким голосом фигура мемного и бесконфликтного Toxi$ дала надежду на то, что брутальность в русском рэпе решает не все.

За высокую моду и готику в этом году отвечал дуэт Viperr, состоящий из 9mice и Kai Angel. Ребята, откровенно, но довольно изящно ссылающиеся на Playboi Carti, аудиовизуально собрали все то, что привлекает молодое поколение в рок-музыке: эпатажные хай-фэшн-наряды, поп-культурные оммажи на Мэрилина Мэнсона, нарочито небрежно написанные тексты и бесконтрольный поток обсценной лексики. Именно из этого состоит музыка сегодняшних трендсеттеров.

Ожидаемо яркие релизы от больших артистов

В жанре альтернативной музыки новых громких имен в этом году толком не появилось — зато мы получили два опуса от экс-пары Saluki и Anikv. Релиз Wild Ea$t Арсения ознаменовал окончательный переход артиста от статуса мощного саундпродюсера и подающего надежды рэпера к признанию в качестве зрелого концептуального музыканта. Анна, в свою очередь, доказала, что на женской поп-сцене есть место не только вылизанным коммерческим проектам, но и самобытным идейным R&B-работам, как ее BROKEN SEASON.

Удивил своей продуктивностью и Скриптонит, который в уходящем году выпустил крепкий студийный альбом «7», а также Fantasy Mixtape, Vol. 1, Yeahh, pt. 1 и танцевальный релиз своего сайд-проекта Gruppa Skryptonite. С менее спортивным запалом, но таким же профессиональным и стильным подходом в чарты врывалась и певица Zivert. Ее мягкая лаунжевая работа в ретро-обрамлении («В мире веселых») — идеальный поп-антагонист Анны Асти.

Ностальгический запрос и куча ремейков

Говоря о ностальгическом саунде, нельзя не упомянуть огромное количество ремейков и межпоколенческих коллабораций. В первом компоненте безусловным лидером стал Big Baby Tape: несколько лет назад рэпер переосмыслял «Он тебя целует» группы «Руки вверх!», в 2022-м Егор дропнул вариацию хита 2010-х Like a G6, а в этом — рейвовый HOODAK MP3 (вместе с битмейкером Aarne они засемплировали «Медляк» Mr. Credo). Также отличились Молодой Платон с «Часиками» Валерии и Lil Krystalll с «Я буду» 5sta Family.

Неожиданный фит выдали Лолита и Инстасамка: они освежили нетленку первой «На Титанике». Странное (и, кажется, необязательное) сотрудничество было у группы «Винтаж» с ТРАВМА, SKIDRI и DVRKLXGHT. Впрочем, несмотря на наш скептицизм, обновленная «Плохая девочка» стала популярной в соцсетях. К слову, герой нашего материала Toxi$ тоже заигрывал со старшим поколением и записывался с Глюк'oZой на продакшн Славы Мэрлоу.

Катя Лель и чарты. Гуф и соцсети

Под занавес 2023-го музыкальное инфополе заполнили не только анонсы предновогодних релизов, но и новость о том, что песня «Мой мармеладный» Кати Лель завирусилась в зарубежном TikTok. Трек, созданный Максом Фадеевым и явно вдохновленный творчеством Кайли Миноуг, породил отдельный тренд — теперь иностранки (и даже иностранцы) снимают липсинги под непереводимое «Муа-муа» и «Джага-джага» в шубах и меховых шапках. Сама певица считает новую волну популярности композиции 2004 года «победой России».

А вот рэпер Гуф, который последние несколько лет чаще упоминается в СМИ в контексте скандалов, завершил год весьма неоднозначным образом. После череды неудач, ссор с близкими и безумных трансляций в интернете он выпустил, возможно, свой лучший альбом с момента выхода культового «Города дорог». В нем неспокойный Долматов рассказал о лечении от наркозависимости, вспомнил бабушку Тамару Константиновну и обратился к Богу.

Никита Прунков