авто

ОСАГО-2024: страховка на один день, штрафы по камерам и единый полис для России и Белоруссии

Разбираемся, какие нововведения в автостраховании ждут россиян в 2024 году
Сергей Мальгавко/ТАСС
Сергей Мальгавко/ТАСС

В наступившем году россиян ждет ряд важных изменений, связанных с обязательным страхованием автогражданской ответственности. Например, автомобилистов начнут штрафовать за отсутствие полиса с помощью дорожных камер, но при этом ОСАГО уберут из списка документов, необходимых для регистрации автомобиля. Какие еще нововведения ожидают российских водителей? Рассказываем.

Что такое ОСАГО?

ОСАГО — это полис обязательного страхования автогражданской ответственности водителя. Его в обязательном порядке должны оформлять все автомобилисты до начала эксплуатации машины на дорогах общего пользования.

Полис страхует вашу ответственность в случае, если произойдет авария по вашей вине. В таком случае при наличии действующего полиса ваша страховая компания возместит ущерб пострадавшему водителю. Причем действие страховки распространяется не только на повреждения автомобиля, но и на травмы водителя и пассажиров, а также на пешеходов и порчу дорожного и городского имущества: отбойников, светофоров или зданий.

Максимальная сумма, которую страховая выплачивает для ремонта автомобиля, — 400 тыс. руб. В случае причинения вреда жизни или здоровью можно получить до 500 тыс. руб. на каждого пострадавшего. Таким образом, при ДТП потерпевший водитель может отремонтировать по ОСАГО виновника свой автомобиль на сумму до 400 тыс., а также получить до 500 тыс. на лечение себя или пассажира.

Какие документы нужны для оформления полиса ОСАГО?

В 2024 году для оформления полиса ОСАГО больше не потребуется предоставление диагностической карты. Она понадобится только при регистрации автомобиля и при дальнейшем возникновении страхового случая. Поэтому в наступившем году для оформления полиса нужно всего четыре документа:

  • паспорт владельца автомобиля или страхователя (как правило, это один и тот же человек);
  • водительские удостоверения всех граждан, которые будут допущены к управлению автомобилем;
  • паспорт транспортного средства (ПТС);
  • свидетельство о регистрации автомобиля (даже оформленное на предыдущего владельца).

Если водитель оформляет электронный полис, ему придется заполнять все эти данные самостоятельно. Причем страховые компании довольно пристально проверяют корректность указанных данных — если водитель укажет мощность двигателя меньше реальной, чтобы сэкономить на страховке, и страховая компания об этом узнает, она аннулирует полис, а всю уплаченную за него сумму оставит себе.

Нужно ли возить с собой распечатанный полис ОСАГО в 2024 году?

Нет. Закон о том, что электронный ОСАГО не нужно распечатывать, приняли еще в 2019 году. Поэтому обязать вас распечатывать страховку никто не может, показать ее с экрана смартфона или просто назвать номер будет достаточно. Также с 2019 года упразднили требование печатать полисы ОСАГО на специальных бланках — теперь его можно распечатать на обычном листе бумаги А4.

При этом, если вы живете в регионе с не самым устойчивым интернетом или часто ездите там, где плохо ловит связь, все же стоит распечатать экземпляр полиса на случай, если инспектор не сможет зайти в интернет и проверить, действительна ли ваша страховка, а вы не сможете загрузить файл и показать его с экрана смартфона.

Подорожает ли полис ОСАГО в 2024 году?

По мнению Уфимцева, стоимость ОСАГО не будет расти в новом 2024 году. Глава союза страховщиков отметил, что за 11 месяцев прошлого года средняя стоимость страхового полиса немного снизилась и составила 8 тыс. руб. В то же время, отметил он, на этом фоне продолжает расти средняя выплата по ОСАГО — к ноябрю она достигла 91,6 тыс. руб., при том, что в первом квартале 2023 года составляла 82,8 тыс. руб.

Разумеется, на стоимость страхового полиса будет влиять растущая инфляция и повышение цен на запчасти. Однако страховые компании, уверены эксперты, сделают так, чтобы аккуратные и добросовестные водители не заметили даже минимального роста цен. А вот неаккуратные водители, которые часто попадают в аварии, будут традиционно платить по повышенным тарифам и сильнее ощутят подорожание ОСАГО.

Как изменится процесс страхования автомобиля в 2024 году?

Всего российских автомобилистов ждет три главных нововведения, которые уже подтверждены властями. Также есть законопроекты, которые пока что не приняты окончательно, но которые с высокой долей вероятности также вступят в силу в наступившем году.

Краткосрочный ОСАГО на один день

Главным нововведением для автомобилистов станет появление однодневного полиса ОСАГО. Купить такую страховку можно будет уже со 2 марта 2024 года, при этом страховщикам разрешили самостоятельно принимать решение о том, какие понижающие коэффициенты применять к каждому конкретному водителю.

Автомобилистов, для которых такой полис будет актуален, не очень много, но для властей это возможность проверить на практике, как работает свободный тариф без жесткого регулирования с помощью строгого коридора базовой ставки и понижающих/повышающих коэффициентов.

Оформить полис можно будет на срок от одного дня до трех месяцев, при этом действовать он начнет не день в день. Это сделано, чтобы исключить ситуации, когда водители без страховки оформляют ОСАГО сразу после ДТП, чтобы получить компенсацию.

Единый полис ОСАГО для России и Белоруссии

Парламентское собрание союза Белоруссии и России согласовало введение единого ОСАГО на территории двух стран в конце ноября прошлого года. По данным пресс-службы межгосударственного органа, единый страховой полис планируют запустить до 1 октября 2024 года.

При покупке ОСАГО каждый водитель сможет выбрать, где он будет действовать — только в России или в двух странах одновременно. В последнем случае, если водитель из России попадет в аварию на территории соседней страны, заниматься урегулированием страхового случая будет Белорусское бюро по транспортному страхованию, а выплата будет начисляться исходя из страховых лимитов той страны, где произошло ДТП.

Такой полис рассчитан на водителей, которые живут в приграничной зоне или же просто часто ездят из одной страны в другую на автомобиле. Для водителей, которые ездят в Белоруссию на машине, например, раз в год, останется возможность оформить «Синюю карту» — краткосрочную международную страховку на время путешествия. Она представляет собой аналог «Зеленой карты», членство в которой для России и Белоруссии было приостановлено из-за санкций.

Регистрация автомобиля без страховки

Об исключении ОСАГО из списка документов, необходимых для регистрации автомобиля, начали говорить еще в прошлом году. На рассмотрение Госдумы соответствующий законопроект внес глава комитета по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Евгений Москвичев еще летом 2023 года. В ноябре документ прошел первое чтение и получил лишь незначительные комментарии и поправки.

Несмотря на то, что страховщики с опаской относятся к законопроекту, его, скорее всего, примут во втором и третьем чтениях уже в этом году. Особенно учитывая, что его позитивно оценили депутаты и ГИБДД.

Штрафы по камерам за отсутствие ОСАГО

Штрафовать водителей за отсутствие полиса с помощью камер хотели начать еще в 2023 году, однако в итоге запуск проекта решили перенести на 2024-й. Глава Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Кирилл Уфимцев в конце декабря прошлого года рассказал, что первое время камеры будут проверять не всех водителей, а только тех, кто нарушил правила — превысил скорость или не соблюдал требования разметки. Однако это ограничение будет действовать только на старте проекта.

Штраф за отсутствие ОСАГО составит 800 руб., при этом было решено не штрафовать водителя за отсутствие полиса несколько раз в течение дня — санкция будет назначаться раз в сутки, пока владелец автомобиля не оформит ОСАГО. По мнению авторов инициативы, такие меры позволят повысить ответственность водителей. На сегодняшний день, по оценкам Уфимцева, в России без страховки ездят порядка 2,5-3 млн человек.

Ремонт б/у запчастями по ОСАГО

Кирилл Уфимцев также рассказал, что в 2024 году могут разрешить официально ремонтировать автомобили по ОСАГО с использованием подержанных запчастей. Уже к июлю текущего года Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта должен составить список запчастей, которые можно безопасно использовать повторно.

Глава ВСС отметил, что после получения этого списка страховщики намерены представить инициативу ЦБ, Минфину и Минтрансу. Ожидается, что использование б/у запчастей могут разрешить уже к концу текущего года.

Привязка стоимости ремонта по ОСАГО к региональным ценам на запчасти

Центральный банк в сентябре 2023 года предложил учитывать региональную специфику при составлении справочника запчастей, на который ориентируются все страховщики. Сейчас за основу для него берут среднюю стоимость запчастей в Москве и области, а затем умножают эту цифру на региональный коэффициент.

По мнению аналитиков Центробанка, эта схема устарела, и при составлении справочника необходимо учитывать цены и в других регионах, чтобы выплаты от страховой максимально соответствовали реальной ситуации на рынке. Например, на Дальнем Востоке, где многие водители ездят на автомобилях с правым расположением руля, уже давно налажены каналы поставок запчастей для таких машин, что создает специфическую ситуацию. Поэтому регулятор предлагает расширить список регионов для учета цен на запчасти.

Анастасия Мельник