интервью

«Мы не Олимпиада и не The International»: интервью с Игорем Столяровым про «Игры Будущего»

Организаторы объединили спорт и киберспорт, позвали на турнир Дзюбу и Влада А4, а еще запустили трофей в космос
Фото предоставлено пресс-службой «Игр Будущего»
Фото предоставлено пресс-службой «Игр Будущего»

С 21 февраля по 3 марта в Казани проведут первые «Игры Будущего» — соревнования нового формата, которые объединяют классический спорт и киберспорт. Более 2 тыс. участников из сотни стран будут бороться за внушительный призовой фонд в 10 млн долларов. Редакция «На Киберспорте» поговорила с руководителем проекта «Игры Будущего» Игорем Столяровым и расспросила его о турнире.

Из интервью вы узнаете:

• Как возникла идея «Игр Будущего»
• Как реальный спорт объединяется с виртуальным
• Похож ли турнир на Олимпиаду и The International
• Какие дисциплины будут на соревнованиях
• Что делать, если во время матчей за рубежом забанят сервера
• Какие топовые команды приедут в Казань
• Может ли в Татарстан приехать Роналдиньо
• Почему Дзюба — фиджитал-футболист
• Что будет после проведения «Игр Будущего»

— Как возникла идея сделать «Игры Будущего»?

— Международная группа экспертов приезжала сюда потусоваться в 2018 году. Была замечательная атмосфера и погода, спортивный праздник. Мы провели много консультаций с нашими друзьями, с которыми делали Олимпийские игры и чемпионат мира.

Начали издалека раскачивать эту тему, а потом раскачали ее до момента, когда набросали концепцию, сделали первую большую презентацию. Мы поняли, что в современном мире происходит достаточное количество трендов. Один из них — старение телесмотрения аудитории классических видов спорта. Второй — недовольство большого количества спортивных функционеров политикой международного олимпийского движения. И это еще тогда — в 2018 и 2019 годах. Третий — это феномен киберспорта, который охватывает массы: огромное количество фолловеров и денег, строятся целые кибергорода. Четвертый — развивается много других инновационных видов спорта, которые никакого отношения к киберспорту не имеют. Они плохо лежат — нет международной федерации, никто их не регулирует, не проводит по ним чемпионаты мира.

Перелопатив большую стопку аналитики в открытых и закрытых источниках, нам стало понятно, что нужно делать что-то новое. Мы подготовили синтетическую сборку дисциплин. Никто ее до нас раньше не делал. Это некое переосмысление, новый эволюционный виток на основе научно-технического прогресса.

Собственно, так и Кубертен представил сборку Олимпийских игр. Конный спорт и тяжелая атлетика тоже плохо коррелировались сотню лет назад, в Античной Греции их не было.

— И это назвали фиджитал-спортом?

— Фиджитал-спорт не тоже самое, что «Игры Будущего», он является частью сборки турнира. Это сочетание киберспортивной и физической активности в одном регламенте — есть диджитал-часть, а есть физическая. Люди играют в киберфутбол, потом выходят на паркет. Играют в киберхоккей, потом выходят на лед. Играют в кибербаскетбол, потом выходят под кольцо. И так далее.

— Очки суммируются?

— Да. Выступает одна и та же команда, у них ограниченное число замен. То есть те же самые люди должны играть. В этом принципы фиджитал-спорта.

Но кроме этого, в «Играх Будущего» есть еще много всего. Просто фиджитал-спорт — наиболее прикольная история, самая видимая и идеологически выверенная часть. За нее прежде всего цепляются.

Мы поняли, что идея лежит на поверхности. Кто, если не мы? Вот так сделать, написать регламент и зарегистрировать официальную спортивную дисциплину никто до нас не решался. А мы сделали это в России.

Кстати, сейчас фиджитал популяризируется по всему миру. По нашему пути люди делают национальные федерации, используя наши регламенты. Мы считаем, что есть ниша для развития.

— На что сейчас больше похожи «Игры Будущего»? Это скорее Олимпиада или The International?

— Ни то, ни то. Мы вообще не лезем на поляну классического спорта, извините за легкий сленг. Пусть они там играют со своим конным спортом и атлетикой. И мы не лезем в киберспорт.

У нас своя ниша, где наиболее популярны мультидисциплинарные дисциплины. Мы отбирали их по популярности и смотрению в России. Если бы мы делали первые «Игры Будущего» в Юго-Восточной Азии, там бы вместо CS:GO был бы Valorant. А вместо Dota 2 — League of Legends. В Латинской Америке совсем другое.

Поэтому с чем нас сравнить? С Олимпиадой? Да, у нас тоже сборная солянка дисциплин. Но мы не играем в классический спорт. МОКу в новой реинкарнации — 130 лет. Там нормальная международная мафия. Понятное дело, кем они там управляются. Мы ни коем образом не хотим их как-то пощипать или идеологически принизить. Наверное, это самая мощная спортивная организация. Еще можно поспорить с ФИФА и УЕФА, но там другие принципы организации.

С The International нас тоже странно сравнивать, потому что там одна дисциплина — Dota 2. С другой стороны, из монодисциплинарного киберспорта мы берем самое лучшее. Например, креативную часть и открытие The International, которое идет 40 минут. Они бомбически все это делают. Мы не ориентируемся на открытие Олимпийских игр, которое идет 4 часа с парадом атлетов. Все спят на трибунах, пока смотрят это действо.

— Церемония открытия «Игр Будущего» тоже будет идти около 40 минут?

— Я вам не расскажу, это страшная секретная часть. Но точно могу сказать, что будет меньше, чем церемония открытия Олимпиады.

— Сложнее организовывать турнир, про который все знают, или абсолютно новые соревнования?

— Делать новое — намного прикольнее. И ты получаешь больший кайф. Но вообще и так, и так. Когда мы приехали работать в «Сочи-2014», мне распечатали и вывалили на стол 54 толстых технических мануала. Нужно было их проштудировать, там ответы на все.

В этом сложность — ты плывешь внутри рамок. А здесь трудность в том, что у тебя ничего нет. Ты пришел красивый и говоришь: «Хочу делать мультидисциплинарный турнир». И вроде договорился со всеми спонсорами, инвесторами, государством, но ты же еще не знаешь, как ты будешь это организовывать.

Если ты проводишь серьезные международные соревнования, тебе все равно нужно эти регламенты писать. С одной стороны, ты получаешь великое удовольствие от творчества, а с другой, это более трудоемко.

— Расскажите больше о дисциплинах. Они делятся на пять «вызовов». Что это такое?

— «Вызов» — это мини-сборка внутри большой сборки. «Вызовы» сделаны по определенным принципам, чтобы распределить 21 дисциплину. Есть фиджитал — это одна полочка. Вторая — стратегический киберспорт. Третья — тактический киберспорт, где стреляют. Четвертая — спидран, прохождение игр на скорость. И пятая — технологии: «Битва роботов», гонки дронов, спортивное программирование и кибатлетика.

— У вас есть любимый «вызов»?

— Да, есть. Я сам в него играю. Мне приходится, чтобы не потерять тонус. У меня установлен, например, Standoff 2. Это российская мобилка, там сейчас вышло новое обновление или, как говорят нормальные геймеры, «накатили обнову».

У них классная эволюция. То, как изменилась игра за полтора года, это небо и земля. Графика улучшилась. Есть международный успех, в отличие от Warface, кстати. Его разработчики как-то закапсулировались и русифицировались, в основном на аудиторию VK работают. Но это тоже классно, там большая аудитория. А Standoff 2 пошел по пути Dota 2 с ее The International. И я чувствую в этой игре больше потенциала.

— Какие еще российские игры будут на турнире?

— Мы уже назвали Standoff 2 и Warface. Еще будет «Мир танков».

— Есть ли планы в будущем заменить все зарубежные игры на российские?

— Это великая мечта. Есть несколько причин, зачем это нужно. Первая — мы реально хотим развивать отечественного производителя. Вторая — отечественный производитель для нас дешевле. Третья — в основном игры сейчас американские. Есть еще китайские, и мы с ними договорились, но там тоже деньги и непростые договоренности. А с американцами некоторыми мы не договорились и не сделаем этого. Они нас могут обрезать в любой момент — отключить сегмент серверов.

Независимо от того, какая у вас лицензия, они все равно могут забанить. Вы заплатили, а на второй день турнира вас блокируют, потому что они так захотели. Владелец IP может по форс-мажорным обстоятельствам нарушить договор, и ему ничего не будет.

А что дальше? У нас есть отдельная история, как мы будем уменьшать риски на «Играх Будущего». У нас очень высокая эшелонированная система кибербезопасности. Мы резко перейдем на локальные сервера, тогда нас уже не смогут забанить. Это технически невозможно.

В общем, есть потребность перейти на российские видеоигры. Поэтому мы ждем Unigine и игровой движок от VK, где можно кодить нормальные игры. И вроде сейчас пошло. Это классная история, потому что на Unity и Unreal Engine кодят все за рубежом.

— Я правильно понял, что во время турнира Valve может закрыть вам сервера по Dota 2 или CS?

— Valve никогда в истории не обрубал провода по политическим причинам. Он мог это сделать, если ты не соблюдаешь правила лицензии. А мы будем их соблюдать. Мы знаем, кто нам может закрыть сервера, я сейчас не буду их называть. Но если так случится, мы резко перейдем на локалку и продолжим дальше.

— Какие страны приедут на «Игры Будущего»? На какое количество участников вы рассчитываете?

— Мы хотим более 100. Думаю, меньше не будет. У нас сейчас в пуле заявлены участники из 77 стран. Мы приглашаем именно команды и клубы.

— Недавно вы объявили, что приедет состав LGD по Dota 2.

— Классно же?

— Это топ.

Тир-1 команда. Слушайте, если бы у меня была просто задача набрать 100 стран, я бы позвонил в Уфимский государственный нефтяной технический университет и РУДН. У меня завтра же было бы 100 стран. На изи! Вы же знаете такое выражение в киберспорте? Но это не наш метод. Мы хотим топовые команды.

Если мы видим, что у кого-то не получается по логистике или кто-то уже заявился на другие турниры, мы спускаемся чуть ниже в списке организаций и идем дальше. Нужен баланс, где у тебя большое количество участников и ты не теряешь качество. Это архисложная задача. Топовые команды не играют с андердогами. Они смотрят на ростер весь и говорят: «Мы к вам не приедем, потому что у вас здесь андердоги». Поэтому даже здесь нужно уравнивать состав участников.

— Вы говорили, что есть идея позвать на футбольный турнир Роналдиньо и его команду. Удалось ли договориться?

— Мы их позвали, сейчас в процессе. Роналдиньо — играющий тренер. Он может выйти на поле, попонтоваться и уйти обратно. Если он приедет, уже хорошо. А если он еще и выйдет на замену, забьет пару мячей, будет совсем прекрасно.

Здесь есть опасность свалиться в медийку. Все сейчас играются с шоу. Это все превращается в некое медийное действо, когда не смотрят на красоту спорта, а приходят на красоту селебрити. Я считаю, что это тоже плохо.

Селебрити должны повышать интерес к конкретной дисциплине. А если все камеры будут крупным планом показывать Роналдиньо, а на площадке ничего не будет происходить, то это тоже неправильно.

— На выставке-форуме «Россия» отмечали 100 дней до старта турнира, там были Егор Крид и Артем Дзюба. Кто еще из звезд — амбассадор «Игр Будущего»?

— Совсем недавно Влад Бумага, наш любимый с вами амбассадор и кумир детей, открыл билетную программу на турнир. У нас таких тяжеловесов четверо сейчас: Дзюба, Крид, Бумага и DJ Smash. И много различных стримеров типа Парадеевича или Пчелкина, которые больше известны в киберспортивном сообществе. А Влада Бумагу знает вся страна и не только. Эти амбассадоры поверили в идею и наши ценности, им реально это зашло.

Все это сейчас раскручивается. Мы начали рекламную кампанию с участием амбассадоров несколько позже, чем это предписывают классические учебники по маркетингу, потому что в мире очень много всего происходит, информационное поле насыщено. Мы стартовали, когда было 100 дней до Игр, чтобы сделать это максимально насыщенно.

— Дзюба тогда сказал, что много играет в FIFA. Получается, Артем — фиджитал-футболист?

— Да, мы на этом его и поймали. Сказали: «Дзюба, иди сюда, ты классный фифер». Он открытый, классный, отлично коммуницирующий. Еще и в FIFA играет!

— С ВДНХ вы отправили главный трофей турнира в путешествие — он даже долетел до МКС. Расскажите об этом. Зачем вообще запускать трофей в космос?

— Затем, что это прикольно, у нас высокотехнологичные Игры. Мы первые в космосе, первые сделали такую сборку дисциплин. Не находите параллель? У нас еще припасено несколько сюрпризов. Но мы сейчас не будем раскрывать, что сделаем с этим трофеем.

— По каким показателям вы будете определять успешно ли прошел турнир? На какое количество просмотров ориентируетесь?

— У нас амбициозные цели по просмотрам — 3 млрд. Мы их заявляли в нашем паблике, и Дмитрий Николаевич Чернышенко их заявлял. Мы очень осторожно хвастаемся по этому поводу. Понимаем, что количество просмотров не равно количеству людей, а глубина просмотров может быть разной. Мы проводили тестовые соревнования и смотрели, что нужно менять — где сокращать, где убирать студию аналитики, а где сажать другого комментатора.

На основе полученного за полтора года опыта постараемся сделать так, чтобы не повторять ошибок. Мы заключили контракты с большими медийными холдингами, прогрели аккаунты практически во всех мировых социальных сетях, насытили контентом все стриминговые платформы — как глобальные, так и региональные. И еще есть стримеры. У нас четыре слоя медийки, мы это ласково называем СДК — система дистрибуции контента. Для нашего турнира она построена практически с нуля. Рассчитываем, что будет хороший охват и подхват.

Мы вложились в эту историю. У нас особый продакшн для нашего турнира. Будет не только сигнал со спортивных площадок, который пройдет через студию и станет дистрибуцироваться по всему миру через ПТС. У нас еще специальная студия хайлайтов и три команды, которые делают околоспортивный контент — вертикалочки для VK клипов, TikTok, Likee.

— 3 млрд — это включая досмотры?

— Совсем внутреннюю кухню не хочется раскрывать, но у нас таргет досмотров стоит на два месяца после Игр. Видео будут потом крутиться еще 2 месяца. Рассчитываем, что перевыполним план до конца турнира. Мы же просмотры церемонии открытия и закрытия тоже посчитаем.

Мы можем только в России точно спрогнозировать, сколько у нас будет просмотров, потому что тестовые соревнования гнались на нашу аудиторию. А в мире очень сложно предугадать цифры. Там нас могут отрубить, и ты ничего не сделаешь. Условно, если твой официальный аккаунт забанят на YouTube, ты что будешь делать? Обращаться в Высокий суд Великобритании? У тебя Игры пройдут до этого момента. Нужно же быстро работать. Придется срочно открывать новый аккаунт, туда перезаливать контент, прогревать аудиторию. В режиме онлайн это сделать практически невозможно.

Мы осторожно подходим к вопросу. И поэтому нужно ставить цель намного выше, чтобы попасть в ту точку, которую ты хочешь. Мы так и делаем. У нас таргет больше, он завышен.

Фото предоставлено пресс-службой «Игр Будущего»
Фото предоставлено пресс-службой «Игр Будущего»

— Вы сказали, что показывали фиджитал-игры в других странах. Где выше интерес и больше просмотров?

— В Китае, конечно. Мы в основном показывали Игры в Бразилии, КНР, Турции, причем не все, а преимущественно последние. В Китае ты заливаешь контент на одну стриминговую платформу, и у тебя там больше просмотров, чем в России. Так устроен Китай, там 1,5 млрд людей.

— Как часто вы планируете проводить «Игры Будущего»?

— Раз в год в разных странах.

— Будет конкурс на место проведения турнира?

— Планируем, что да. У нас сейчас в пуле находится несколько стран, с которыми мы близки к достижению финальных договоренностей. Проведем конкурс. Думаем, будет пять человек на место.

— Как будет развиваться фиджитал-спорт в России после проведения «Игр Будущего»?

— Федерация фиджитал-спорта уже начала жить своей жизнью. Пуповину отрезали. Она будет проводить чемпионат России. В усеченном виде турнир уже состоялся и был отборочным для наших участников — некоторые команды из РФ пришли на «Игры Будущего» через эти квалификационные соревнования.

Надеемся на полноценный чемпионат России в следующем году. Финансирование у федерации есть, причем не государственное, а внебюджетное. У них есть коммерческий спонсор, который готов их поддерживать. И это самое прекрасное, что может быть, когда бизнес в тебя верит и видит потенциал.

— Чего еще никто не знает об «Играх Будущего», но вы можете сейчас рассказать?

— Проводилось секретное совещание в секретной локации секретного правительства Российской Федерации. Там был секретный режиссер, с которым обсуждали креативную часть. И мы все счастливы от высокого полета креатива, широты человеческой мысли и творческого порыва, который охватил нас всех. Какая классная интрига, да? Я просто открыл свой Telegram-канал, а туда никто не заходит. Это тизер того, что я там пишу. Называется «Игорь Будущего».

И у нас будет несколько форматов, которых не было раньше. Например, ежедневные шоу с хайлайтами в юмористической манере. Мы вообще хотим уйти от форматов, которые набили оскомину. Хотим сделать прикольный, классный, виральный спортивный продукт. Но это сложно, потому что ты сразу упираешься в регламенты, дисциплины, мануалы, правила, судей и бюрократическую часть. И можно свалиться в шоу, что тоже плохо. Нужен баланс — по краешку пройти. Это всегда челлендж, вызов.

Михаил Целиков