сериалы

«Бесы» на новый лад: как сериал «Клипот» пытается переосмыслить Достоевского

Молодые люди решили построить светлое будущее антигуманными методами. Вот что из этого вышло
Кадр из сериала «Клипот»
Кадр из сериала «Клипот»

18 января в онлайн-кинотеатре Premier вышли четыре эпизода сериала «Клипот», снятого при поддержке Института развития интернета (ИРИ). Сериал от режиссера Сергея Арланова расскажет о группе молодых людей, которые пытаются бороться с региональными властями. Мы посмотрели «Клипот» и подробнее рассказываем о сюжете и отсылках к Достоевскому.

О чем рассказывает «Клипот»?

События происходят в наши дни в вымышленном городе Покровск. Молодые люди, местная «золотая молодежь», решают бороться с коррупцией, ложью и фальшью среди чиновников. В группу входит дочка губернатора Катя Томберг (Полина Ауг), художница Черна (Женя Евстигнеева), админ Telegram-каналов Герман Шустов (Иван Мулин), анархист Павел (Олег Гаас), недавно вернувшийся с учебы из-за границы Антон Раевский (Евгений Романцов) и их друзья.

Герои считают, что в борьбе — все средства хороши. И начинают шантажировать, эпатировать, выдумывать грязь про местных чиновников, пытаясь полностью поменять ситуацию в области, или хотя бы остановить строительство культурного центра в здании хлебозавода, чей подрядчик — это друг губернатора.

Постепенно «благие дела» выходят из-под контроля, становятся все жестче и заинтересовывают спецслужбы. Большинство членов группы задерживают силовики, одному — Раевскому — удается сбежать и скрыться в монастыре. Чем же для самих оппозионеров закончится их попытка построить светлый мир?

Кадр из сериала «Клипот»
Кадр из сериала «Клипот»
Кадр из сериала «Клипот»
Кадр из сериала «Клипот»
Кадр из сериала «Клипот»
Кадр из сериала «Клипот»
Кадр из сериала «Клипот»
Кадр из сериала «Клипот»

Что такое клипот и при чем тут Достоевский?

Название сериала выбрано неслучайно. «Клипот» — это понятие из каббалы, означающее богопротивные демонические силы, которые рассеивают божественный свет. Помимо этого в сериале есть отсылки к Достоевскому. Авторы рассказывали, что в проекте поднимают похожие вопросы и идеи, которые были у русского писателя в романе «Бесы».

Сюжет «Бесов» основан на реальной истории существования революционного кружка во второй половине XIX века. Сергей Нечаев основал «Общество народной расправы» и пытался подготовиться к возможной грядущей революции. В своем «Катехизисе революционера» он писал, что настоящий активист «презирает общественное мнение, презирает и ненавидит нынешнюю общественную нравственность». По итогу Нечаев «прославился» на всю страну не переворотами и политическими акциями, а убийством одного из членов своей организации для поддержания статуса лидера.

Достоевский был поражен этой историей и задумал написать «Бесы» как «житие великого грешника». Роман стал яркой критикой нигилизма и идей левого толка. Авторы сериала «Клипот» тоже рассуждают о том, как отказ от вечных ценностей, даже якобы ради добра, может привести к абсолютно чудовищным и антигуманным последствиям.

Стоит ли смотреть сериал «Клипот»?

С визуальной точки зрения сериал получился достаточно приятным, с неярким цветокром, красивыми планами и пролетами над городом (съемки проходили в Ярославле). Синтезаторная музыка для заставки звучит интересно и напоминает саундтрек из британского сериала «Черное зеркало». Герои раскрываются с неожиданной стороны, превращаясь в трикстеров, благодаря нелинейному повествованию. В сериале сюжет разворачивается в настоящем, где следователи пытаются разобраться в деле, и в прошлом, в котором рассказывается о молодежной организации.

Однако в сериале смущает несколько вещей: пафосные фразы («Задержаны мы за то, что живем в полицейском государстве», «В этой стране, вязкой как грязь», «У деток есть все — детки хотят спасти мир»), отсутствие внимания к деталям (почему-то герои передают файлы по Bluetooth, как будто на дворе 2007-й) и чрезвычайно странные монтажные склейки — смена сцен между настоящим и прошлым проходит через светящийся разрыв в духе презентации PowerPoint.

Однако подобные огрехи легко можно простить, ведь сам сюжет насыщен событиями и за ним интересно наблюдать. К тому же дополнительные смыслы к полудетективной истории добавляют рассуждения авторов о границах вседозволенности, добре, зле, религии, а главное, о важности любви и возможности спасения через нее.