«Золото — дьявольский металл и источник страданий»: стоит ли смотреть сериал «Прелесть»
18 января вышли первые эпизоды криминальной драмы «Прелесть» с Олегом Меньшиковым, Филиппом Янковским и Федором Федотовым. Центральными темами мрачного проекта режиссера Динара Гарипова стали одержимость богатством, жажда мести и запретная любовь. Мы посмотрели вышедшие серии и разобрались, чем примечательна «Прелесть» даже на столь короткой дистанции.
О чем сериал «Прелесть»
По сюжету сериала 25-летний автоугонщик Леха Цыганков по кличке Цыган (Федор Федотов) живет в небольшом городке Новопригоньевске. Главной достопримечательностью провинции и ее градообразующим предприятием считается местный аффинажный завод по переработке драгоценных металлов. Пару десятилетий назад работавший там отец Цыгана внезапно пропал без вести.
Сегодня заводом заправляет нечистый на руку бизнесмен Осинский (Филипп Янковский), которому фактически подконтрольны местные власти и полиция. Однако в Новопригоньевске все же есть человек, способный противостоять легализованному бандиту, — это бывший директор золотодобывающего предприятия Леонид Максимович (Олег Меньшиков), который только вышел из тюрьмы.
По заветам классических криминальных историй Леха случайным образом узнает, что на самом деле его отца подставили, обвинив в краже золота, а затем убили. В погоне за возмездием молодой человек готов на все — даже на работу с загадочным и довольно пугающим ЛМ (кличка героя Меньшикова), который на первый взгляд кажется не менее жестоким, чем антагонист Осинский.
Но, несмотря на слова Леонида Максимовича о том, что он также хочет разобраться в тайне убийства отца Цыгана, мотивация у него несколько иная. Бывший авторитет, сохранивший несчетное количество золотых слитков (которые якобы были утеряны), хочет свести личные счеты с Осинским и его коллегами. Таким образом Леху втягивают в криминальные разборки отнюдь не дворового масштаба.
Чем примечателен проект
Сериал, который начинается как история кровной мести, практически сразу дает понять, что сюжетных проблем у главного героя будет предостаточно. Помимо быстрой и вполне успешной интеграции в бандитскую жизнь, Цыган влюбляется в симпатичную девушку по имени Арина (Елизавета Кононова) — она ожидаемо оказывается дочерью Осинского, что по ходу развития сюжета, разумеется, усложняет положение дел.
В нуарной позднеосенней атмосфере города выделяется одно единственное здание — дом-замок Леонида Максимовича, где помимо него обитает лишь хамоватый бандюга и его личный помощник Буба (органичная роль Максима Коновалова из «Бумера»). Сам воцерковленный, как и все антигерои сериала, ЛМ уверен, что золото — «дьявольский металл и источник страданий». Поэтому его главным оружием будет та самая сохраненная тонна слитков.
Вообще, магистральные темы «Прелести» — по крайней мере, после релиза двух эпизодов — это золотая лихорадка и борьба за власть (подзаголовок «У каждого свой грех» тут неслучаен). Особенно притягательными происходящие события делает дуэт нетипично интеллигентных бандитов в исполнении Меньшикова и Янковского. Неоднозначные персонажи создают мрачную и полную тайн обстановку, в которой с трудом можно разглядеть положительных героев.
Примечательно и то, что младшее поколение — Леха и Арина — активно обсуждают роман Кена Кизи «Пролетая над гнездом кукушки». Проводя параллель между сестрой Рэтчед и местными «функционерами» и, соответственно, ставя себя в позицию жертвы (Рэндла Макмерфи), Цыган примеряет роль борца с системой — человека, ищущего истину. Впрочем, загвоздка заключается в том, что и закончить он может так же, как Макмерфи.
Стоит ли смотреть «Прелесть»
В первых сериях «Прелесть» приятно удивляет атмосферой безысходности, харизматичными персонажами (авторитетами, отлично сыгранными Меньшиковым и Янковским), динамичным нарративом и стильным аудиовизуальным оформлением. В последнем компоненте, помимо лаконичных серых сумеречных тонов, на удивление уместными (возможно, в силу намеренной эклектичности) кажутся и попсовый саундтрек от рэпера Pharaoh, и даже кавер на нетленку «Смысловых галлюцинаций».
Справедливости ради нужно сказать, что проект режиссера Гарипова с точки зрения подхода к знакомому (и даже набившему оскомину) жанру мало чем удивляет. Тема бандитизма ни для мирового, ни для российского кино не нова, а дополнительные подтексты, подчеркивающие конфликт поколений, проблему алчности и лицемерия злодеев, замаливающих грехи, — тоже не назвать прорывными. Подобная проблематика имеет широкий поп-культурный разброс — от «Крестного отца» до «Клана Сопрано».
В любом случае на начальных этапах «Прелесть» кажется небезынтересным проектом, где бандиты — это все еще ключевые, но уходящие на второй план артефакты эпохи. Возможно, на их место придут (или нет) более смелые и иногда совестливые Лехи Цыганы, желающие изменить свое положение в обществе и понимающие, что не в золоте счастье. Другой вопрос: так ли много между ними отличий?