Выброшенный из поезда кот Твикс погиб. Имели ли право его выгонять?
11 января проводница поезда Екатеринбург — Санкт-Петербург выбросила на стоянке в Кирове кота Твикса. Животное ехало по билету вместе с хозяином, однако сотрудница РЖД посчитала кота бесхозным. Несколько дней Твикса разыскивали сотни добровольцев, но животное погибло.
Мы поговорили с начальником пассажирского поезда и узнали о правилах перевозки животных, а также о том, как нужно было действовать проводнику в подобной ситуации.
Как Твикс оказался на морозе?
Кот Твикс вместе с пассажиром ехал в поезде Екатеринбург — Санкт-Петербург по всем правилам — с билетом и в переноске. Однако коту удалось незаметно выбраться, и он отправился гулять по вагону. На животное обратили внимание другие пассажиры и рассказали о нем проводнице. Та провела опрос среди присутствующих, но почему-то хозяев не нашла. Тогда работница решила, что животное бездомное, и выкинула Твикса на 30-градусный мороз на станции в Кирове.
Выяснилось, что кот ехал к своему хозяину — Эдгару Гайфуллину — в сопровождении отчима мужчины. Тот рассказал, что ехал в купе с шумной компанией и поэтому плохо выспался ночью, дремал днем и не сразу заметил, что в переноске пусто. Когда мужчина спросил у проводницы, не видела ли она кота, та заявила, что Твикс сам выскочил на станции. «Кому-то, может быть, надоело его мяуканье — пожаловались проводнице. И женщина, не долго раздумывая, выбросила кота на ближайшей остановке вблизи города Кирова в сугроб. Этот момент зафиксировали камеры видеонаблюдения на станции», — рассказал Эдгар.
Когда хозяева узнали о случившемся, они обратились к местным волонтерам за помощью в организации поисков кота. Животное искали сотни неравнодушных людей в течение нескольких дней. Однако финал истории оказался грустным: тело кота Твикса обнаружили 20 января на железной дороге в восьми километрах от кировского вокзала. Предварительно, он погиб от укусов собаки и обморожения.
Как отреагировала общественность?
В сети были возмущены поступком проводницы: тысячи людей считают, что работница нарушила должностные инструкции и жестоко обошлась с животным. За это ее требуют уволить — петиция на сайте на Change.org набрала уже более 340 тыс. подписей.
Хозяева погибшего Твикса заявили, что сделают все, чтобы проводницу наказали, однако в МВД отказались возбудить уголовное дело о самоуправстве из-за отсутствия состава преступления. Тем не менее 22 января глава СК Александр Бастрыкин поручил следователям провести проверку по факту жестокого обращения с животным и представить ему доклад.
Проводницу могут уволить?
Юрист Яна Бондаренко рассказала в разговоре с «Постньюс», что по Гражданскому кодексу животное — это имущество. Соответственно, выкидывая кота, в глазах законодателя проводница поступила так же, как если бы выкинула чужой чемодан или сумку. Поэтому в ситуации с Твиксом речь идет о нарушении положения первой части Гражданского кодекса и правил перевозки имущества граждан.
По словам Бондаренко, здесь есть два конфликта: между пассажиром и РЖД и между проводницей и компанией. Таким образом, пассажир может требовать от перевозчика компенсации имущественного ущерба, а разбираться в действиях проводницы и принимать решение о ее возможном увольнении будет РЖД.
Как в РЖД отреагировали на инцидент?
В «Федеральной пассажирской компании» («дочка» РЖД) заявили, что поменяют правила перевозки питомцев и запретят работникам высаживать животных из поезда.
«Чтобы исключить возможность повторения подобных случаев в будущем, уже сейчас вносятся изменения в документы, касающиеся перевозки домашних животных в поездах дальнего следования АО «ФПК». Проводникам будет запрещено высаживать животных из поезда: в подобных ситуациях будет предусмотрена передача обнаруженного животного работникам на остановочных пунктах с последующим вызовом представителей зоозащитных организаций», — говорится в сообщении в официальном Telegram-канале.
Также в компании извинились перед хозяевами кота Твикса и заявили, что в будущем разработают для работников четкий регламент действий в аналогичных ситуациях.
Какие правила перевозки животных действуют сейчас?
В разговоре с «Постньюс» начальник пассажирского поезда РЖД на условиях анонимности рассказала, что по правилам животные должны перевозиться в отдельных контейнерах или в отдельных багажных купе рядом с проводником. Во втором случае питомцы должны находиться в специальном контейнере, где есть выдвигающийся поддон, чтобы проводники могли поменять пеленку, а также дать животному еды и воды.
Кроме того, пассажиры могут перевозить животное как ручную кладь в вагонах, где разрешен провоз питомцев: это классы обслуживания 2Б (купейные вагоны) и 3Б (плацкарт). Там они должны находиться только в переносках, которые покидать нельзя.
Могут ли проводники не знать, что в их вагоне есть животные?
Только если питомца пронесли в вагон нелегально. Если билет куплен, то проводники должны знать, что в вагоне присутствуют животные, поскольку у них есть специальный прибор — УКЭБ (устройство контроля электронных билетов). С помощью него сотрудник получает все данные пассажира: откуда и куда он едет, выбрал ли услуги питания, информацию о багаже, данные о том, кто приобрел билет на животное и багаж, в багажном ли купе находится животное или с хозяином и так далее, рассказывает начальник поезда.
Как должен действовать проводник, если нашел животное в вагоне?
Начальник поезда рассказывает, что подобных инцидентов ранее не случалось. Однако она подчеркивает, что существуют правила, которым должен был следовать проводник.
На станциях, где много кошек и собак, животные могут забежать в вагон, пока проводники очищают подвагонное оборудование, а работник — этого не заметить. В таком случае сотрудник обязан опросить пассажиров и выяснить, чей кот или собака гуляет по вагону, а после предупредить о находке начальника поезда и работников транспортной безопасности.
Что должен делать проводник, если животное оказалось в вагоне по ошибке?
Начальник поезда рассказывает, что если проводница действительно опросила пассажиров, а кот оказался бесхозным, то она поступила верно, согласно инструкции. «Если бы в вагон сели ревизоры, то за гуляющее по вагону животное на проводника составили бы акт, работника повели на разбор, лишили премиальной оплаты, а также ни за что лишили премии начальника поезда. Также сотрудник мог бы получить выговор», — считает начальник поезда.
Однако, если билет на кота действительно был куплен, и проводница видела животное у хозяина, когда тот садился в вагон, то выбрасывать питомца она не имела права. Это будет чревато для нее: сотрудницу могут уволить и крупно оштрафовать.