«Олимпиада на стероидах». Как допинговый аналог Игр может изменить мировой спорт
На этой неделе в мире спорта немало шума наделал американский миллиардер и основатель PayPal Питер Тиль: New York Post выяснил, что он решил профинансировать допинговый аналог Олимпийских игр. Но это еще не все: на эту авантюру предварительно согласились около 900 спортсменов. Рассказываем подробности невероятно амбициозного и вместе с тем исключительно безумного проекта.
«Олимпиада на стероидах» — что это?
Проект, получивший название Enhanced Games (что можно перевести как «улучшенные/усиленные игры»), это аналог Олимпиады, участникам которого официально разрешат использовать допинг. Предполагается, что соревнования будут включать пять дисциплин: плавание, гимнастику, тяжелую и легкую атлетику, а также единоборства. Проходить они будут раз в год, задействуя уже существующую спортивную инфраструктуру.
Автор идеи проекта — австралийский юрист и бизнесмен Арон Д’Суза. Мысль организовать «улучшенную» Олимпиаду пришла ему в голову после того, как он увидел, «насколько много людей в американских залах и фитнес-центрах используют различные препараты».
Спортсмены должны иметь возможность делать выбор относительно своего тела, и никто — будь то спортивная федерация или правительство — не вправе указывать им, что с этим делать. Мое тело — мой выбор. Ваше тело — ваш выбор.
一 Арон Д’Суза, юрист и бизнесменПо словам австралийца, ключевая идея «улучшенных» Игр — позволить спортсменам использовать любые препараты, которые они пожелают, «открыто и честно» — в отличие от Олимпийских игр, где «44% атлетов признаются в употреблении запрещенных веществ, в то время как только 1% оказываются пойманными».
Зачем Олимпиаде такие аналоги?
И снова слово Д’Сузе. Он видит в придуманном им проекте сразу несколько глобальных преимуществ:
Частные деньги против бюджетных. Enhanced Games предполагается финансировать исключительно за счет спонсоров и инвесторов. Олимпиаду часто критикуют за бездарное проматывание бюджетных средств и строительство инфраструктуры, которая оказывается не нужна почти сразу после завершения соревнований.
Бизнесмен согласен с этим тезисом: «Олимпиада тратит десятки миллиардов долларов на строительство стадионов, а затем забрасывает их через две недели после окончания Игр». Интересно и то, что помимо призового фонда, на «Улучшенной Олимпиаде» Д’Суза обещает каждому спортсмену базовую выплату за участие в первенстве.
Возможности для изучения человеческого потенциала. С помощью этого проекта бизнесмен хочет исследовать биохаки и препараты, позволяющие расширить возможности человеческого организма. По словам Д’Сузы, Enhanced Games позволят создать условия, благодаря которым ученые получат «гораздо больший объем данных о спортсменах и людях, которые стремятся к самосовершенствованию с помощью науки».
Идеолог проекта уверен, что Enhanced Games могут «сделать для борьбы со старением то же, что ChatGPT сделал для искусственного интеллекта».
Шанс для тех, кто «не выиграл в генетическую лотерею». Как говорит Д’Суза, его проект — это «философия свободы для всех», независимо от стартовых возможностей спортсменов. Если добавки позволяют атлету повысить свою производительность и превзойти остальных при прочих равных, почему бы этого не сделать, считает бизнесмен.
И что, эта авантюра нашла отклик?
Идею Д’Сузы поддержало множество крупных инвесторов, включая основателя PayPal Питера Тиля, немецкого миллиардера и фаната биохакинга Кристиана Ангермайера и бывшего техдиректора Coinbase Баладжи Сринивасана — они займутся финансированием и продвижением предстоящих соревнований.
Активная кампания по продвижению турнира развернется во время Олимпийских игр в Париже. Именно параллельно с летней Олимпиадой Д’Суза и Тиль планируют предоставить более подробную информацию о своих соревнованиях. На данный момент организаторы ведут переговоры с несколькими городами, обладающими необходимой инфраструктурой для проведения Игр.
На первых порах организаторы будут стараться избегать чрезмерных трат за счет небольшого количества дисциплин, в то время как призовой фонд этой Олимпиады будет куда больше, по сравнению с традиционной. Тем не менее точные цифры призовых станут известны позднее — ближе к середине 2024 года.
Как такой проект может повлиять на мировой спорт?
После объявления столь дерзкого проекта, нацеленного на глобальную реформу спорта, интересно, чем закончится противостояние организаторов и Всемирного антидопингового агентства (WADA). Допинг-контроль стал полноценным бизнесом, в который вовлечено множество компаний-производителей оборудования, лабораторий, врачебных комиссий и так далее. Сторонники «чистого спорта» активно критикуют сомнительный проект, называя его «шоу клоунов», а также выражают озабоченность здоровьем потенциальных участников.
Представители негласной оппозиции даже ссылаются на законодательства в некоторых странах, запрещающие употребление допинговых препаратов. Более того, даже в самом США существует ряд ограничений, согласно которому во время запуска проекта все организаторы «Улучшенной Олимпиады» будут призваны к ответственности. Даже при реализации проекта за пределами США, все участники проекта могут быть судимы за склонение к приему, распространение и транспортировку допинга.
Как общественность отреагировала на идею о «допинговой Олимпиаде»?
Как в мире, так и в России, общество поделилось на два лагеря. Кто-то видит в «Улучшенной Олимпиаде» возможность для российских спортсменов вновь вернуться на мировую арену и выступить против недружественного МОК. Их оппоненты ссылаются на истинные ценности спорта и призывают сохранять спорт «чистым» и направленным на сохранение здоровой конкуренции.
Одним из тех, кто первым высказался относительно создания «допинговых Олимпиад», стал двукратный олимпийский чемпион по биатлону Дмитрий Васильев. Спортсмен скептически отнесся к созданию проекта и также видит в нем серьезную угрозу здоровью атлетов.
Деньги, которые сформируют призовой фонд таких Игр, будут огромные. И соблазн принять участие в состязаниях для спортсменов будет большой. Но я считаю, что нельзя опускаться до абсурда и безумия. Потому что в погоне за выигрышем и деньгами атлеты пойдут абсолютно на всё. И, я не сомневаюсь, будет очень много смертей — из-за передозировок, использования препаратов, запрещенных в обычном спорте. Это же жадность, а её не остановить.
一 Дмитрий Васильев, двукратный олимпийский чемпион по биатлону