власть

«Деградировавшая площадка»: чего ожидать от Мюнхенской конференции?

На конференции могут обсудить Ближний Восток, Украину и угрозы Трампа НАТО. Россия, возможно, отойдет на второй план
ANNA SZILAGYI/EPA/TASS
ANNA SZILAGYI/EPA/TASS

16 февраля в Германии началась 60-я Мюнхенская конференция по безопасности. Когда-то этот форум был действительно важным событием в мировой политике, однако к круглой дате он подошел в не очень хорошем состоянии. Несмотря на то, что на конференцию по-прежнему прибывают сотни высокопоставленных лиц со всего света, ее эффективность в решении мировых проблем достаточно сомнительна. Почему так получилось и чего ждать от нынешней встречи — рассказываем.

Что будет на Мюнхенской конференции?

Конференция пройдет с 16 по 18 февраля. Ожидается, что в этом году в ней примут участие около 150 высокопоставленных лиц.

По данным СМИ, среди них будут канцлер Германии Олаф Шольц, вице-президент США Камала Харрис, члены Демократической и Республиканской партий США, глава НАТО Йенс Столтенберг, генсек ООН Антониу Гутерриш, глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, представители Израиля, Саудовской Аравии и Катара, а также стран Латинской Америки и Юго-Восточной Азии.

Как и в прошлые два года, России там не будет. Не до конца ясно, приедет ли в Мюнхен президент Украины Владимир Зеленский. Если да, то он может подписать соглашение «о гарантиях безопасности» с Шольцем. Ожидается, что оно будет аналогичным тому, которое Украина подписала с Британией в середине января.

Перед каждой встречей организаторы Мюнхенской конференции выпускают доклад, который задает тон дискуссии. В этом году он вышел под заголовком «Взаимный проигрыш?».

«Геополитические трения между великими державами планомерно растут, а несколько незападных держав восстали против того, что они воспринимают как доминирование Запада, и миропорядка, который сформировали США и их союзники, — пишут авторы доклада. — Пока мир движется в сторону новой формы многополярности, сотрудничество внутри нынешнего миропорядка вытесняется конкуренцией за порядок как таковой».

Из открывающего доклада и списка приглашенных ясно, что центральными темами Мюнхенской конференции будут конфликт на Ближнем Востоке и Украина. Возможно, страны Запада снова попытаются установить контакты со странами глобального Юга. Также участники могут затронуть происходящее в США — проблемы с поддержкой Киева и недавние заявления Дональда Трампа о том, что он не будет защищать членов НАТО, которые не тратят положенные 2% ВВП на оборону.

Тема потенциального конфликта НАТО с Россией вряд ли попадет в топ обсуждений. Несмотря на недавнюю панику в западных СМИ, эксперты Мюнхенской конференции подчеркивают, что большинство стран G7 уже не воспринимают РФ как первоочередную угрозу. Куда больше их беспокоят миграция, кибератаки и изменения климата.

Зачем Мюнхенская конференция вообще нужна?

Мюнхенскую конференцию по безопасности основали в 1963 году. Ее создателем и идейным вдохновителем был немецкий издатель и юрист Эвальд-Генрих фон Клейст-Шменцин. Он лично проводил каждую встречу до 1997 года.

Изначально конференция была призвана укрепить отношения США и Германии, а также помочь Берлину лучше интегрироваться в систему НАТО. В первые 30 лет в Мюнхен слетались исключительно представители западного альянса. С 1990-х гг. туда стали приглашать и другие страны — Россию, Китай, Индию, Иран, Японию и т.д. После расширения Мюнхенская конференция стала служить площадкой для диалога между западными и незападными странами.

Сегодня на Мюнхенской конференции собираются главы государств, представители международных организаций и другие лица, принимающие решения на самом высоком уровне. Само мероприятие финансируется немецким правительством. Тем не менее конференция по-прежнему считается неправительственным мероприятием, поэтому ее организаторы не принимают никаких юридически обязывающих документов (хотя никто не мешает участникам договариваться на полях Мюнхена). Ее проводят с одной целью — дать политикам возможность общаться и обсуждать наболевшие проблемы.

На это нацелена даже логистика мероприятия: участники живут и работают в отеле «Байришер хоф». По задумке нахождение в узком пространстве должно поощрять их контактировать друг с другом.

Какой от всего этого толк?

Несмотря на внушительные размахи, эффективность Мюнхенской конференции всегда была очень спорной. На мероприятие несколько лет приглашали Иран, чтобы обсудить его ядерную программу. Однако практической пользы от этого было немного — после развала ядерной сделки в 2018 году Тегеран и Запад так и не приблизились к решению проблемы.

Кроме того, Мюнхенская конференция не стала инструментом, который наладил бы отношения Запада и России. Хотя все предпосылки для этого были. Именно в Мюнхене в 2007 году Владимир Путин впервые сформулировал список основных претензий Москвы к Западу: расширение НАТО на Восток, бесконтрольное применение военной силы США за рубежом, планы развернуть противоракетную оборону в Европе, несправедливую систему экономических отношений в мире и т.д.

Тогда на Западе никто не услышал замечания России. Их продолжили игнорировать и после начала конфликта на Украине в 2014 году. Не сумев предотвратить эскалацию в Европе, Москву вовсе перестали звать на Мюнхенскую конференцию после 2022-го. Сейчас это объясняют нежеланием слушать «российскую пропаганду».

Сегодня Мюнхенская конференция вовсе закрылась сама в себе. Теперь Запад зовет на диалог не официальных представителей оппонирующих стран, а более удобную для себя «оппозицию в изгнании». Но это не делает конференцию эффективной — о чем в последние годы активно говорят в России.

«Мы за последние годы наблюдали последовательную деградацию Мюнхенской площадки… Я очень хорошо помню, как начались эти кризисные явления. В том числе, когда начала доминировать только одна страна на Мюнхенской конференции, а именно США», — оценивала состояние конференции официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.

«Отсутствие стран "изгоев" в Мюнхене также лишает западную прессу возможности взять интервью и спросить их об их политике, — считает, свою очередь, американский политолог Барбара Славин. — Для западных журналистов тоже было бы неплохо услышать точку зрения официальных представителей стран, куда им сложно достать визу. У них тоже есть претензии, которые часто слишком бесцеремонно отбрасывают».

Виталий Рюмшин