психология

На удаленку и в депрессию: как работа из дома влияет на здоровье и продуктивность сотрудников?

Оказывается, работники, которые полностью перешли на удаленку, чаще берут больничные
Chris Montgomery/Unsplash
Chris Montgomery/Unsplash

После пандемии коронавируса люди по всему миру освоили технологии дистанционного общения. Во время карантина посиделки с друзьями стали проходить по видеосвязи, а бизнес-встречи — в корпоративных мессенджерах. Изначально это было неприятной необходимостью, однако практика показала, что удаленный формат очень удобен: не обязательно добираться до офиса и стоять в пробках каждое утро, да и можно сэкономить на аренде помещений. Однако все не так хорошо, как может показаться на первый взгляд. Рассказываем подробнее.

Личное общение — залог хороших отношений

С точки зрения психологии различные виды организаций, будь то школы, больницы, предприятия или правительственные ведомства, по социальному устройству напоминают небольшие деревни. И с этим трудно не согласиться: в них люди коллективно трудятся для достижения единой цели, а успех одного чаще всего сопряжен с успехом другого. При такой структуре людям просто необходимо хорошо ладить друг с другом, а также доверять тем, кто находится рядом.

В современном бизнесе доверие считается особенно ценным активом, так как именно оно лежит в основе почти всей деятельности цивилизованных людей. Без способности человека полагаться на окружающих экономика попросту развалилась бы: люди не смогли бы осуществлять товарно-денежный обмен, да и попросту договариваться между собой, что привело бы к краху современного общества.

Казалось бы, причем тут удаленная работа? Все просто: для формирования доверительных отношений необходим частый контакт, который проще всего обеспечить через личную коммуникацию. По оценкам специалистов, в среднем требуется около 200 часов, чтобы люди, которые не были знакомы, превратились в товарищей. Если же этого не происходит, коллектив быстро разваливается, поскольку без непосредственного общения внутри организации нарушается передача важной информации, а также возникают опасные для корпоративной среды слухи.

На удаленке работники становятся менее продуктивными

Чтобы проверить, как удаленный формат работы сказывается на продуктивности организации, ученые проанализировали трафик электронной почты сотрудников двух крупных компаний. Исследования показали схожие результаты: количество сообщений между разными отделами сократилось. Эксперты пришли к выводу, что это может быть связано с тем, что люди попросту не видели смысла общаться с кем-то, кроме уже знакомых коллег: вероятность встретить так называемых аутсайдеров на корпоративных мероприятиях или даже в очереди за кофе попросту отсутствовала.

Кроме того, организаторы исследования заметили, что постоянные встречи в онлайн-формате и отсутствие межличностной коммуникации привели к тому, что эффективность сотрудников стала ниже. Скорее всего, так произошло из-за того, что люди перестали считать себя частью одной большой команды и это делало их менее заинтересованными в результате совместной работы, а также негативно сказывалось на их преданности организации.

Эта проблема не нова. Еще в 90-е годы XX века, когда некоторые британские компании захотели уменьшить размер офисов и перевести часть сотрудников на удаленный формат работы, бизнес-консультанты, нанятые для оценки эффективности такой системы, пришли к неутешительным выводам: или работодатели будут вкладываться в регулярные совместные мероприятия, или коллектив развалится.

Удаленная работа опасна для ментального здоровья

Как показывает практика, дистанционный формат работы негативно сказывается не только на корпоративных гигантах, но и на самих работниках. Последние 30 лет все больше специалистов обращают внимание на так называемую «пандемию одиночества», которая особенно актуальна для молодых людей старше 20 лет. Зачастую они вынуждены регулярно менять место жительства, чтобы найти более высокооплачиваемую работу, из-за чего теряют сложившийся круг социальных контактов. В результате молодые мужчины и женщины оказываются в полном одиночестве в незнакомом городе, а единственными людьми, которых они встречают на регулярной основе, становятся их коллеги. Однако удаленка отнимает у них и эту возможность видеться с теми, кого они считают друзьями.

Учитывая результаты исследований последних лет, которые показывают, что дружба чрезвычайно важна для поддержания высокого качества жизни, а также морального и физического здоровья, лишать работников единственной возможности социализироваться кажется бесчеловечным. Кроме того, одиночество связывают с повышенными рисками развития депрессии, сердечно-сосудистых заболеваний и даже рака. Вывод напрашивается сам собой: сотрудники, которые испытывают недостаток общения, становятся более уязвимыми и чаще берут больничные, что негативно сказывается на уровне нагрузки их коллег и общей эффективности.

Таким образом, работодателям необходимо более осознанно подходить к вопросу организации удаленной работы: создавать условия для формирования крепких межличностных отношений среди работников и не допускать социальной изоляции коллег, которые всегда работают из дома. В противном случае удаленка приведет к ухудшению эмоционального состояния сотрудников, что чревато не только серьезными последствиями для здоровья, но и падением показателей всей компании.