власть

Президентом Словакии стал пророссийский политик Петер Пеллегрини. Что это значит для Европы?

Победа Пеллегрини развязывает руки правительству Роберта Фицо. Теперь Словакия может еще сильнее склониться к России
MARTIN DIVISEK/EPA/TASS
MARTIN DIVISEK/EPA/TASS

Словакия снова в центре внимания Европы. Недавно в стране прошли президентские выборы, на которых победил Петер Пеллегрини. Он свободно говорит по-русски, выступает против военной помощи Украине и намерен восстановить отношения с Москвой. Его избрание считают большим подарком премьеру Роберту Фицо и не менее большой головной болью для Брюсселя. Рассказываем, как прошли президентские выборы в Словакии и что значат их итоги для Европы, Украины и России.

Как прошли президентские выборы в Словакии?

6 апреля в Словакии прошел второй тур президентских выборов. На них победил спикер словацкого парламента Петер Пеллегрини. Он набрал 53%, его соперник экс-глава МИД Словакии Иван Корчок получил 46,8%.

У президента Словакии ограниченный объем полномочий, однако к выборам все равно было приковано внимание всей Европы. Дело в том, что Пеллегрини — один из лидеров пророссийского лагеря, а Корчок представлял ориентированных на Запад либералов. Из-за этого европейские СМИ рассматривали президентскую кампанию в Словакии как один из элементов противостояния России и Запада.

«Страна, кажется, разделена поровну между прозападным лагерем, встревоженным российской агрессией, и реакционерами, которые подозрительно относятся в Западу и склоняются к точке зрения Кремля», — писало издание Politico незадолго до начала второго тура.

В первом туре, который прошел 23 марта, участвовали девять кандидатов. Тогда победил Корчок с результатом в 42%, а Пеллегрини финишировал вторым с 37%.

Однако затем Пеллегрини удалось быстро обогнать соперника. Он переманил к себе сторонников радикального антизападного кандидата Штефана Харабина, который занял третье место с 11% голосов. Кроме того, Пеллегрини и его союзники в правительстве развернули агрессивную кампанию против Корчока. Премьер Словакии Роберт Фицо обвинил того в «разжигании войны». В свою очередь, министр социального развития Эрик Томаш заявил, что при победе либерала пенсионеры потеряют все льготы.

Пеллегрини будет возглавлять Словакию следующие пять лет. На этом посту он сменит прозападного политика Зузану Чапутову. Она выиграла президентские выборы в 2019-м и до последнего сохраняла высокие рейтинги, но отказалась выдвигаться на второй срок, сославшись на усталость.

Что известно о Пеллегрини и какие политические взгляды у нового президента?

Петеру Пеллегрини 48 лет, он родился в 1975 году в семье с итальянскими корнями. Он начал политическую карьеру в 2002 году в партии Роберта Фицо «Курс — Социальная демократия» («Смер»). До 2006-го Пеллегрини был помощником депутата, а затем и сам стал депутатом. В 2010-х он был спикером парламента и занимал разные посты в правительствах Фицо.

В 2018-м Роберт Фицо ушел в отставку после громкого скандала с убийством журналиста-расследователя Яна Куцяка и его невесты Мартины Кушнировой. Пеллегрини стал его преемником на посту премьера и главы «Смера», однако через два года социал-демократы под его руководством проиграли правым популистам и ушли в оппозицию.

Вскоре после поражения Пеллегрини покинул «Смер» и основал собственную партию «Голос — Социальная демократия» («Голос»). На парламентских выборах 2023 года она заняла третье место и вошла в правящую коалицию вместе со «Смером» и Словацкой националистической партией. По условиям коалиционного соглашения, Роберт Фицо стал премьером, а Пеллегрини достался пост спикера парламента.

Помни о «Смере»: почему Словакия может стать новым союзником России в ЕС
Помни о «Смере»: почему Словакия может стать новым союзником России в ЕС

Пеллегрини считают пророссийским политиком, хотя и не таким радикальным, как Фицо. Он свободно владеет русским и не поддерживает курс Запада на конфронтацию с Россией, выступая против военной помощи Украине. Политическую ситуацию на Западе он характеризовал как борьбу «между теми, кто выступает за продолжение боевых действий любой ценой и теми, кто требует мирных переговоров».

«Если кто-то думает, что ядерную державу, коей является Россия, можно поразить в военном плане без того, чтобы произошла катастрофа, то я так не думаю», — сказал Пеллегрини в победной речи. Он обозначил, что при нем Словакия будет проводить суверенную внешнюю политику, «останется на стороне мира, а не войны» и при этом будет надежным членом ЕС и НАТО.

Что значит избрание Пеллегрини для Словакии?

Победа Пеллегрини на выборах кардинально не меняет политическую ситуацию в Словакии. Большая часть исполнительных полномочий находится у правительства, а президент — во многом церемониальная фигура без реальной власти.

Вместе с тем на практике у президента Словакии есть возможность уравновешивать премьера. До этого так оно и было: например, Зузана Чапутова, известная как идеологический противник социал-демократов, обращалась в конституционный суд, чтобы не допустить принятия законопроекта правительства о смягчении антикоррупционного законодательства. Теперь вместо нее пост президента будет занимать союзник Фицо, и это развяжет ему руки, позволив продвигать свою повестку — в том числе и по России.

«Фицо, которого сдерживала Чапутова, воздержался от конфликта с другими лидерами из-за Украины во время саммита ЕС в Брюсселе. Однако избрание Пеллегрини может привести к более конфронтационному подходу по примеру Венгрии, закоренелого диссидента в европейском блоке», — прокомментировала итоги выборов газета The New York Times.

Французская газета Le Monde тоже считает, что после победы Пеллегрини правительство Фицо будет чувствовать себя гораздо увереннее. Она указывает на самую высокую с 1999 года явку избирателей, которая «дала Фицо легитимность, которой ему не хватало».

«Победа Пеллегрини усиливает недавний поворот его страны в сторону антилиберализма, который начал Роберт Фицо, в четвертый раз вернувшийся на пост премьер-министра в октябре, и возводит премьера в позицию почти полного политического господства, — пишет, в свою очередь, эксперт Центра анализа европейской политики Джеймс Томпсон. — Для соседней Украины это создает безрадостную перспективу появления еще одного прокремлевского правительства (вместе с Венгрией) на ее западной границе».

Виталий Рюмшин