санкции

ЕС частично снял санкции с Петра Авена и Михаила Фридмана. Что это значит?

Суд Евросоюза аннулировал санкции, действовавшие в 2022-2023 годах, но бизнесмены все еще остаются в черных списках
Сергей Савостьянов, Михаил Джапаридзе/ТАСС/«Постньюс»
Сергей Савостьянов, Михаил Джапаридзе/ТАСС/«Постньюс»

В среду, 10 апреля, стало известно, что Евросоюз исключил из санкционных списков сооснователей «Альфа-групп» Петра Авена и Михаила Фридмана. СМИ активно подхватили эту информацию, но позднее выяснилось, что суд ЕС отменил только те ограничения, которые действовали с февраля 2022-го по март 2023 года. Тем не менее Фридман заявил, что удовлетворен этим решением. Разбираемся, удалось ли бизнесменам оспорить меры Брюсселя и остаются ли они под санкциями.

Как Авен и Фридман попали в санкционные списки?

28 февраля 2022 года, на пятый день специальной военной операции, Совет Евросоюза расширил санкции в отношении России, пополнив черный список 26 новыми именами. Среди них значились чиновники, журналисты, деятели культуры и бизнесмены, в том числе пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, глава «Роснефти» Игорь Сечин, а также председатель совета директоров Альфа-банка Петр Авен и основатель «Альфа-групп» Михаил Фридман.

Евросоюз посчитал, что Авен и Фридман «имеют тесные связи с российским политическим режимом» и близки лично к президенту РФ Владимиру Путину, который, по данным Брюсселя, оказывал «Альфа-групп» масштабную поддержку. Кроме того, в пояснении ЕС утверждалось, что бизнесмены поддерживают военные действия на Украине и извлекают из них выгоду.

Как Авен и Фридман отреагировали на начало СВО и санкции?

После начала специальной военной операции Михаил Фридман разослал письма сотрудникам инвестиционной группы LetterOne, в которых назвал конфликт на Украине «трагедией» и подчеркнул, что «война никогда не может быть решением проблемы». Тем не менее это никак не повлияло на введение санкций против него. Петр Авен же начало полномасштабных военных действий на Украине оставил без комментариев.

На новость о включении в санкционные списки Евросоюза бизнес-партнеры отреагировали совместным заявлением, в котором выразили категорическое несогласие с решением Брюсселя. Авен и Фридман подчеркнули, что «глубоко потрясены заведомо ложными утверждениями» в свой адрес и будут оспаривать необоснованное введение санкций «решительно и всеми доступными средствами».

Санкции существенно изменили жизнь олигархов. Так, после попадания в черные списки Михаил Фридман, а вслед за ним и Петр Авен, покинул все руководящие посты в «Альфа-групп», X5 Group, Veon и LetterOne. В конце марта 2022 года проживавший в Лондоне Фридман пожаловался, что оказался «в плену» в своем особняке и даже не может платить домработнице. Впоследствии она предъявит к нему иск, но не добьется успеха — суд установит, что бизнесмен не имел возможности платить из-за заморозки средств.

Наконец, в мае 2022 года Авен и Фридман обжаловали решение Совета ЕС в Европейском суде юстиции в Люксембурге. В своих жалобах российские предприниматели указали на ошибочность оценок Брюсселя и недостаточную обоснованность введения санкций. Слушания по обоим обращениям начались в июле 2023-го.

Почему с Авена и Фридмана сняли санкции?

10 апреля 2024 года Европейский суд аннулировал первоначальное решение о внесении Петра Авена и Михаила Фридмана в санкционный список Евросоюза. Инстанция установила, что мотивировка Совета ЕС, использовавшаяся для введения санкций с февраля 2022-го по март 2023 года, была недостаточно обоснована и не подкреплена доказательствами. В частности, в решении суда говорится, что близость Авена к Путину не доказывает того, что он поддерживал СВО и получал выгоду от военных действий.

«Суд ЕС общей юрисдикции полагает, что ни одна из причин, приведенных в первоначальных актах, не является достаточно обоснованной и что включение г-на Авена и г-на Фридмана в списки, явившиеся предметом спора, было неоправданным», — заявили в Люксембурге. Тем не менее формулировка, которую Совет ЕС использовал для введдения санкций против сооснователей «Альфа-групп» с марта 2023 года, все еще действует, как и введенные по ней ограничения.

Таким образом, Авен и Фридман остаются в санкционных списках, а Брюссель по-прежнему считает их «ведущими предпринимателями», чья деятельность обеспечивает «существенный источник дохода правительству Российской Федерации». Санкции по этому критерию бизнесмены также оспаривают, однако решение по этим запросам пока не вынесено.

Их борьба: как российские бизнесмены пытаются выйти из-под санкций
Их борьба: как российские бизнесмены пытаются выйти из-под санкций
Дмитрий Зерин