«Точка невозврата»: что ждет Грузию после принятия закона об иноагентах?
В Грузии вот-вот окончательно примут законопроект об иностранных агентах. На этом фоне страну сотрясают непрекращающиеся гражданские протесты, а президент Саломе Зурабишвили грозится наложить вето на новеллу в случае ее одобрения парламентом. Как закон повлияет на Грузию и почему ему противятся в государстве? Рассказываем.
Когда в Грузии заговорили о законе об иноагентах?
20 февраля 2023 года парламент страны зарегистрировал законопроект «О прозрачности иностранного влияния». Документ предполагал, что юридические лица и прессу обяжут регистрироваться в специальном реестре Минюста, если более 20% их финансирования идет из-за рубежа.
Оппозиция раскритиковала проект, посчитав, что он похож на действующий российский закон об иноагентах. Тогда парламентарии зарегистрировали вторую версию документа под названием «О регистрации иностранных агентов», которая, со слов депутатов, скопирована с американского закона. Она предполагала регистрацию в реестре также физических лиц.
В итоге 7 марта 2023-го в Грузии приняли первоначальную версию законопроекта. Как пояснил премьер-министр Ираклий Гарибашвили, новелла должна «укрепить государство», поскольку некоторые НКО в республике «ведут борьбу со страной и ее интересами», проводя «антиправительственные митинги и провокационные мероприятия».
Однако решение парламентариев было встречено многотысячными митингами, а протестующих публично поддержала президент страны Саломе Зурабишвили. 9 марта 2023-го обе версии закона об иноагентах отозвали из парламента Грузии: депутаты отметили, что «машина лжи» ввела в заблуждение часть граждан и выставила закон в негативном свете. В правящей партии «Грузинская мечта» пообещали в будущем детальнее «объяснить цель и важность закона» населению.
Почему Грузия все же намерена принять законопроект об иноагентах?
Позднее законодатели все же вернулись к новелле. 8 апреля 2024 года законопроект зарегистрировали в парламенте Грузии, заменив в нем термин «агент иностранного влияния» на понятие «организация, проводящая интересы иностранной силы». Кроме того, депутаты оставили всего одно требование к НКО и СМИ в виде ежегодного отчета о финансировании.
17 апреля парламент Грузии одобрил закон об иноагентах в первом чтении. 1 мая состоялось второе чтение, по итогам которого законодатели снова приняли новеллу. Третье (окончательное) чтение должно пройти 17 мая.
Закон не только защитит суверенитет государства, но и предотвратит «насильственные действия политического меньшинства», уверен премьер-министр Ираклий Кобахидзе. «Мы, конечно же, примем этот закон. Будет дискомфорт, который продлится несколько дней, однако в долгосрочной перспективе мы на годы застрахуем страну от поляризации и радикализма», — подчеркнул он.
Также политик полагает, что новелла ускорит евроинтеграцию Грузии, поскольку аналогичные законы уже действуют в США, Израиле и Австралии. «Если мы примем этот закон, то застрахуем эту страну от поляризации и радикализма в долгосрочной перспективе. Иначе нам будет очень сложно стать членом Евросоюза», — указал он.
Однако не все в грузинском парламенте согласны с этим, и там нашлись депутаты, отстаивающие свое видение силой. 15 апреля во время обсуждения законопроекта об иноагентах в зале заседаний произошла массовая потасовка, которая началась с того, что лидер оппозиционной партии «Граждане» Алеко Элисашвили напал на секретаря правящей «Грузинской мечты» Мамуку Мдинарадзе, когда тот говорил о необходимости принятия новеллы.
Драки продолжились и во время второго чтения, когда оппозиционеры обвинили «мечтателей» в жестких разгонах протестующих.
Как к закону об иноагентах в Грузии относятся на Западе и в России?
В Брюсселе призвали Тбилиси воздержаться от принятия документа, поскольку тот «не соответствует нормам и ценностям» ЕС. Кроме того, в Европарламенте предложили лишить Грузию статуса кандидата в члены Евросоюза из-за закона об иноагентах и ввести персональные санкции в отношении основателя правящей «Грузинской мечты», миллиардера Бидзины Иванишвили.
Представитель Госдепа США Мэттью Миллер назвал принимаемый законопроект в Грузии частью «антизападной риторики», призвав республику отказаться от его проведения в парламенте. Как и большинство других западных чиновников, он выразил уверенность, что документ «вдохновлен Москвой».
В самом Кремле призывают не связывать грузинский закон об иноагентах с Россией. Как не раз объяснял пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, именно Вашингтон, а не Москва, стал первым «следить за своей внутриполитической гигиеной», приняв в США подобный документ.
Более того, сама инициатива грузинских властей сыскала поддержку в России. Спикер Госдумы Вячеслав Володин выразил уверенность, что принятие закона об иноагентах «может сорвать» усилия Запада, направленные на свержение действующей власти в республике. Зампред Совбеза, экс-президент РФ Дмитрий Медведев, в свою очередь, счел, что за протестными митингами в стране «видна опытная и хорошо знакомая голливудская рука».
Как проходят протесты в Грузии и митинги в поддержку закона?
Из-за принятия закона в республике не утихают протестные акции: самые масштабные из них (в Тбилиси, Зугдиди, Батуми и Кутаиси) прошли накануне первого чтения и после него. Днем 15 апреля тысячи граждан с флагами ЕС и Грузии вышли к зданию парламента в столице, 14 из них задержали за мелкое хулиганство и неподчинение правоохранителям.
Следующий массовый митинг состоялся в ночь с 29 на 30 апреля на фоне рассмотрения документа во втором чтении. Тогда между полицией и демонстрантами в Тбилиси произошла потасовка, в ходе которой стражи порядка применили перцовый спрей и начали разгон протестующих у здания парламента.
В ночь с 30 апреля на 1 мая в столице силовики без предупреждения разогнали очередную акцию, применяя слезоточивый газ, водометы и резиновые пули. Тогда протестующие стали возводить баррикады на проспекте Руставели в центре города, а СМИ писали о 63 задержанных и десятках пострадавших. В прессе сообщалось об избиении главы крупнейшей оппозиционной партии «Единое национальное движение» Левана Хабеишвили, представителя экс-президента Грузии Михаила Саакашвили Софо Джапаридзе, американского адвоката Теда Джонаса и неназванного фотографа агентства AFR.
1 мая президент Саломе Зурабишвили выступила с обращением. Она вновь пообещала наложить вето в случае принятия закона в третьем чтении, поддержала протестующих, но призвала их воздержаться от беспорядков и не провоцировать полицейских. 2 мая на фоне продолжающихся акций протеста против принятия закона об иноагентах парламент Грузии усилил охранные меры и ввел красный уровень безопасности из-за попыток митингующих прорваться в здание.
В противовес протестным акциям в Грузии 29 апреля провели крупный митинг сторонников законопроекта у стен парламента республики. По заявлению властей, мероприятие должно было показать, что грузинская оппозиция составляет меньшинство и «не имеет права говорить от имени народа».
К пришедшим обратились лидеры «Грузинской мечты». Ее основатель Иванишвили, выступая с трибуны, раскритиковал противников документа, обвинил иностранные спецслужбы во вмешательстве во внутренние дела страны и призвал Тбилиси не допустить возвращения Саакашвили во власть.
На что повлияет принятие закона об иноагентах в Грузии?
Законопроект, скорее всего, окончательно примут, и этому не помешает президентское вето Саломе Зурабишвили. «Грузия все же — парламентская республика, а поэтому законодательный орган сможет преодолеть вето, если до него дело все же дойдет, квалифицированным большинством голосов», — пояснил в беседе с «Постньюс» эксперт КГ «Полилог» Александр Хазариди.
Сегодняшний Тбилиси, продолжил политолог, находится в сложном положении. Это связано с тем, что часть политических элит и «значительная часть» жителей Грузии действительно «симпатизирует Западу и выступает за движение в сторону Евросоюза», и такая ситуация выстраивалась в течение многих лет.
При этом правящая партия «Грузинская мечта» и ее основатель Бидзина Иванишвили не готовы терять политическую субъектность, что, скорее всего, случится при более тесном сотрудничестве с ЕС.
Иванишвили и его сторонники, очевидно, хотят сохранить то положение, при котором Грузия балансирует между РФ и Западом. Это приносит дивиденды как с экономической точки зрения (товарооборот с Россией только растет, не говоря уже о туризме), так и политически — можно балансировать и играть в свою игру.
一 Александр Хазариди, политолог, эксперт КГ «Полилог»В этом смысле закон об иноагентах — «публичное проявление борьбы двух элитных групп», продолжил Хазариди. Хотя сам по себе документ, если он будет окончательно принят, «не несет рисков и сильно не повлияет на политический ландшафт страны».
«Но факт его проведения “Грузинской мечтой” — политическая веха и возможная точка невозврата. После этого политическое сближение с Европой будет заморожено. Именно это и заставляет сторонников интеграции в ЕС, как искренним, так и агентам влияния, выходить на улицы грузинских городов», — резюмировал эксперт.