власть

«Полный бред»: в Британии спорят из-за идеи вернуть призыв в армию

Великобритании позарез нужны новые рекруты, а Риши Сунаку — голоса избирателей. Однако сомнительно, что возвращение призыва даст премьеру то, чего он хочет

В Британии разгорелся большой спор. Причина — обещание Риши Сунака вернуть обязательный призыв в армию, которого не было в стране в последние 60 лет. Британский премьер надеется, что его инициатива поможет укрепить национальный дух (и заодно даст его партии политические очки). Однако критики нелестно отзываются об этой идее, считая что британской армии она не поможет. Разбираемся, что предлагает сделать Сунак, как к идее возвращения призыва относятся британцы и действительно ли он нужен Вооруженным силам Соединенного Королевства.

Что предложил Сунак и как на это отреагировали?

Риши Сунак заявил, что вернет всеобщую воинскую повинность в Британии, если переизберется на пост премьера 4 июля. Об этих планах стало впервые известно 26 мая из статьи британского премьера в газете The Mail on Sunday.

«Мы внесем изменения в воинскую обязанность для сегодняшней Британии. Все 18-летние пройдут через эту новую военную службу, вне зависимости от их прошлого и места жительства в Великобритании, — указал Сунак. — Тем, кто жалуется, что делать такую службу обязательной неразумно, я отвечу, что быть гражданином — значит не только пользоваться своими правами, но и выполнять обязанности».

Идею вернуть службу по призыву Сунак мотивировал «растущей угрозой» со стороны Китая, России, Ирана и КНДР. Согласно его плану, призыв должен начаться уже в сентябре 2025 года. У призывников будет две альтернативы: либо год отслужить в армии, либо ежемесячно ходить на общественно полезные работы. По этой схеме Сунак планирует привлечь в армию 30 тыс. человек. Он рассчитывает, что нововведение обойдется британской казне в £2,5 млрд в год.

В Британии предложение Риши Сунака встретили с большим скепсисом — причем критика звучала даже со стороны военных и членов его собственного кабмина. Министр по военному персоналу Эндрю Уильямсон выразил опасение, что такие рекруты негативно повлияют на мораль и качество состава.

«Если потенциально не желающих служить рекрутов, набранных по нацслужбе, обязать служить вместе с профессиональными мужчинами и женщинами из наших Вооруженных сил, это навредит морали, привлечению и удержанию персонала и начнет поглощать профессиональные ресурсы армии и флота», — заметил он, добавив что выделять призывников в отдельные соединения тоже бессмысленно, потому что тогда будет страдать мотивация и дисциплина.

Экс-начальник военно-морского штаба британского флота Алан Уэст тоже негативно отозвался об идее: «Я буду только рад, если молодые люди станут лучше понимать оборону и вовлекаться туда… Но эта идея — полный бред. Нам надо больше тратить на оборону, а если сделать так, как предлагает [Сунак], то оборонка лишится денег».

В других комментариях план Сунака назвали «признаком отчаяния» и «уловкой, чтобы попасть в заголовки газет», а также сравнили с «повзрослевшими бойскаутами». Сам премьер, впрочем, не отступается: по его мнению, возвращение призыва укрепит национальный дух Британии и «будет держать детей подальше от неприятностей».

«Дела могут стать только лучше»: для чего Риши Сунак назначил досрочные выборы в Британии?
«Дела могут стать только лучше»: для чего Риши Сунак назначил досрочные выборы в Британии?

Как была устроена воинская повинность в Британии раньше?

У Великобритании нет богатой истории воинского призыва. Впервые эту систему ввели в стране во время Первой мировой войны в 1916 году, однако уже в 1920-м ее отменили. Призыв вернули повторно накануне Второй мировой в 1939 году — после этого практика набора сохранялась до 1960-го.

Во время войн в британскую армию призывали почти всех мужчин в возрасте от 18 до 51 года и женщин от 20 до 30 лет. В мирное время призыв распространялся только на мужчин от 17 до 22 лет. Срок их службы составлял 18 месяцев, после чего они еще четыре года должны были находиться в резерве.

В 1957 году британские власти решили, что им больше не нужна крупная армия. Поэтому призыв начали постепенно упразднять. Последний набор сделали в ноябре 1960 года, в 1963-м последние призывники покинули ряды Вооруженных сил Британии.

Впоследствии в Британии пытались вернуть некую форму обязательной национальной службы. В 2011-м консервативный премьер Дэвид Кэмерон пытался привлечь молодежь к общественным работам на волонтерской основе. В его планах усмотрели попытку урезать расходы на общественные службы, да и сама молодежь оказалась не особо заинтересована в такого рода деятельности. В 2015-м в пользу восстановления призыва высказывался принц Гарри. Но тогда тема не пошла дальше разговоров.

Разговоры о возвращении обязательного призыва разгорелись с новой силой после начала СВО. Впрочем, соцопросы говорят, что британцы прохладно относятся к этой идее. В 2023 году социологическая служба YouGov выяснила, что 63% населения страны выступают против такого шага и хотят сохранить добровольную службу. В январе 2024-го почти 40% населения страны заявили, что ни при каких обстоятельствах не пойдут в армию — даже если начнется новая мировая война и противник вторгнется на британские острова.

Свежее предложение Сунака также не вызвало восторга. По данным YouGov, 47% опрошенных поддержали его, 45% высказались против, 9% затруднились ответить. Причем больше всего его поддержали люди старше 65 лет (63%), а меньше всего — молодые люди от 18 до 24 лет (27%), на которых и рассчитана инициатива.

Зачем Британии возвращать призыв в армию?

Предложение Сунака можно интерпретировать двояко. С одной стороны, это предвыборное обещание выглядит как попытка добиться расположения ностальгирующего по прошлому правого электората, который уходит от консерваторов к реформистам. С другой, в нем прослеживается реальное желание начать реформировать Вооруженные силы Британии — тем более, что о проблемах британской армии сейчас не говорит только ленивый.

Кризис, с которым столкнулась британская оборонка, действительно масштабный. Ей остро не хватает рекрутов, чтобы просто поддерживать текущую боеготовность вооруженных сил. Например, в прошлом году недобор рекрутов в британский военно-морской флот составил 27% от целевых показателей. Нехватка кадров наблюдается и в высшем командном составе: в январе Королевский флот разместил в соцсетях вакансию адмирала атомного подводного флота, потому что в армии оказалось некому заменить уходящего в отставку контр-адмирала Саймона Аквита.

На фоне этого британцы вынуждено списали со службы два фрегата. Их команды перераспределили на другие корабли. В январе нехватка личного состава стала основной причиной, по которой Лондон не смог отправить авианосец на защиту Суэцкого канала от хуситов. Оказалось, что некому управлять кораблями сопровождения.

Британцы не идут в армию из-за низких зарплат и потому что военным все сложнее найти пригодных по здоровью рекрутов. Еще одна проблема — сильно забюрократизированная система набора. Как выяснила оппозиционная Лейбористская партия, в 2023-м 54% потенциальных рекрутов во флот, армию и ВВС отозвали заявления из-за долгого рассмотрения, которое могло затянуться на полгода.

Впрочем, одним только возвращением призыва проблемы британской армии действительно не решить. Ведь существует отдельная проблема — необходимость модернизировать имеющиеся вооружения и производить новые. Например, в Британии заканчивается срок эксплуатации подлодок-носителей межконтинентальных баллистических ракет Trident 2 с ядерными боезарядами. Последние две попытки (в 2016 и 2024 гг.) провести учения с Trident 2 закончились провалом. Но выхода из тупика пока не прослеживается: замену им начали разрабатывать еще в 2007 году, но с тех пор процесс застопорился из-за нехватки финансирования.

Не лучше ситуация у сухопутных войск — туда не поступало новых бронемашин на протяжении 25 лет. Зато сейчас британские генералы бьют тревогу: если Лондон ввяжется в вооруженный конфликт, то сможет с трудом выставить максимум одну дивизию. Каким образом наращивать выпуск техники, тоже неясно — в январе 2024-го в Британии закрылся последний сталелитейный завод. Таким образом, она стала единственной страной G20, которая не производит сталь из сырья.

Альянс «бумажных тигров»: страны НАТО столкнулись с кризисом вооруженных сил
Альянс «бумажных тигров»: страны НАТО столкнулись с кризисом вооруженных сил
Виталий Рюмшин